Поиск по документам XX века

Loading

Тыркова А.В. Дневники. 1911.10.28 [ Азим Исхаков ]

28 окт[я6ря] [1911]

Совсем иначе относится к России и к русской культуре Азим Исхаков (223), татарский беллетрист, бежавший за границу из Архангельской губ[ернии].

Это человек лет 35-40. У него типичное лицо приволжского татарина. Черные, очень живые глаза и славная, насмешливая улыбка. Тонкий наблюдатель и свободомыслящий человек, он одним словом умеет объяснить многое. К туркам он относится очень скептически.

-  Они смотрят на нас, татар, сверху вниз, а мы на них. Я считаю, что их культура ниже нашей, потому что мы прошли через славянскую культуру, а они через испорченную французскую. Европа присылала сюда свои отбросы, а турки подчинялись их влиянию.

Он народник и демократ. Ему досадно видеть, как новая турецкая литература подчиняется тому, что он считает декадентством.

-   Но сама Турция, к счастью, не похожа на Константинополь. Она лучше. И если стране суждено возродиться, то только через провинцию.

В нем сидит самая подлинная тоска по русской родине. Там его гнали, издевались, цензор месяцами не давал разрешения на печатание его произведений, пьесы его не допускаются к постановке, и все- таки Россия для него родина, он ее нежный, духовный сын.

-              Нас тут много русских татар. Мы очень скучаем по России. У меня в деревне, на Мраморном море (Мармара), гостили татары- студенты. Утром они встают и говорят: Какая хорошая была сегодня ночь. Колокола звонили совсем как в России.

A Hartmann (224) написал про него er ist kein Russenfreund*.

Азим Исхаков очень низкого мнения об истамбульских турках.

-              Они лжецы. Никогда не говорят правды. Никогда не держат слово. Что-нибудь устроят и сейчас же бросят. И все они беи, все благородные. Избави бог, чтобы турок занимался торговлей.

Любопытно, что Успенский (225), директор Русского археологического института (226) и его жена тоже как раз обратного мнения о турках, считают их очень честными, мужественными, благородными людьми. Но, по мнению Усп[енского|, как государство они осуждены на гибель.

-              Нам нельзя заключать союза с Турцией. Во-первых, это против наших исконных славянских стремлений. Во-вторых, такой союз на несколько лет удержит Турцию от распада. Зачем нам это? Конечно,

Он не друг русских (нем.).

если мы внутренне так слабы, что должны покупать мир какой угодно ценой, тогда другое дело.

С 11 ч[ас]. до 5 мы проходили с Исхаковым по Стамбулу. Прошли и проехали его насквозь.

Начиная от моста, через путаницу большого базара, через Сулеймановскую (227) и Баязетовскую (228) мечеть до старого кладбища за стеной.

Около Новой мечети (Jeni Djani) (229) базар. Лица солдат. На низеньких стульях сидели писцы, писали письма. Веселый полицейский болтал с женщиной под вуалью.

На базаре нас надули. Турки невозмутимы, другие пристают.

Жарили баранину.

Голуби в мечети Баязета. Горсть проса, ч[то]б[ы] отогнать дурные сны. Дети и попрошайки.

<...>

Мехмед Решад (230) лежал на спине **.

Висела стрела Баязета.

Византийская арена, поросшая капустой. Дальше громадные развалины старых укреплений, стены и рвы, где теперь пасутся овцы и дерутся крикливые черномазые мальчишки.

Никакого уважения к кладбищам и к мертвым. Все запущено и грязно. На улице Пера есть уголок, где торчат столбы с чалмами.

У каждого народа свое понятие о чистоте. Мусульманин благочестиво моет на площади ноги, а халат на нем никогда не стирается.

У младотурок нет людей. Мехмет Эммин (231), статс-секретарь морского министерства и вали в Эрзеруме.

Надо знать своих соседей и географических, и исторических.

Здесь текст приводится по изданию: Наследие Ариадны Владимировны Тырковой. Дневники. Письма. [Сост. Н.И. Канищева]. М., 2012, с. 103-104.

Примечания

* Он не друг русских (нем.).

** Так в тексте.

223. Имеется в виду Исхаков (Исхаки) Гаяз Гилязутдинович (псевд. Чингиз) (1878—1954) — татарский писатель, драматург, публицист. Далее см. ст. Исхаков.

224. Хартман (Hartmann) Мартин (1851-1918) - востоковед-арабист, исследователь-тюрколог, один из основателей современного исламо- ведения. В 1887—1918 преподавал арабский язык в семинаре восточных языков в Берлине. В 1912 основал Германское общество по изучению исламских источников, просуществовавшее до 1955.

225. Успенский Федор Иванович (1845—1928) — историк, академик Петербургской АН (с 1900), Российской АН (с 1917), АН СССР (с 1925). Директор Русского археологического института в Константинополе, направлял его работу в русло славяноведения. Главный труд — «История Византийской империи».

226. Русский археологический институт (РАИ) создан в Константинополе в 1894. Наряду с научно-исследовательскими задачами должен был содействовать решению внешнеполитических вопросов. При деятельной поддержке русского посла в Турции А. И. Нелидова Институту была дарована султаном Абдул-Хамидом II привилегия проводить раскопки по всей территории Оттоманской империи с правом сохранения за РАИ половины находок. В 1911 создано Славянское отделение при Институте. В результате деятельности РАИ открыта столица 2-го болгарского Царства Абобы-Плиски, исследованы мечеть Кахрие-Джали, Студийский монастырь, остатки Большого дворца и др. Закрыт в 1914.

227. Мечеть Сулеймание (Великолепная) (Сулеймание-джами) — построена в 1555-1566 архитектором Синаном для султана Сулеймана на вершине холма, господствующего над Золотым Рогом. Крупнейшая мечеть Стамбула с четырьмя минаретами. Во дворе мечети находится кладбище, где похоронены: Сулейман I, его жена Роксолана, султаны Сулейман II и Ахмед II.

228. Мечеть Байязида (Баязил Джали) — строилась в эпоху правления султана Баязида II (1481 — 1512) по проекту архитектора Хайреддина, в основу проекта положен план храма св. Софии. Строительство завершено в 1501.

229. Мечеть Jeni Djami (ЕниДжами/ Новая Мечеть) — одна из самых больших мечетей Стамбула, строительство начато в 1597 архитектором Давудом по распоряжению жены султана Селима II — Сафийе султан и завершено архитектором Мустафой только в 1663. Рядом с мечетью расположен Египетский базар.

230. Возможно, Мехмет Решад (Mehmet Resat) (1844-1918) - 35-й султан-калиф. Далее см. ст. Мехмет Решад.

231. Юрдакул Мехмед Эм[м]ин (1869-1944) - турецкий поэт; чиновник, общественно-политический деятель. Далее см. ст. Юрдакул.

 

Страна и регион:

Дата: 
10 ноября, 1911 г.