В 1938 г. машинно-тракторные станции переведены на новый порядок финансирования: все их расходы покрываются из средств союзного бюджета. Эта мера заметно укрепила финансовое и хозяйственное положение МТС. Постановлениями СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 13 января 1939 г. внесено дальнейшее улучшение в это дело. Установлена система поквартального финансирования МТС в соответствии с выполнением ими своих производственно-финансовых планов. Созданы такие условия финансирования, которые повышают заинтересованность МТС в полном осуществлении не только количественных, но и качественных показателей плана. Одновременно принята на счет государства оплата гарантийного денежного минимума трактористам, тракторным бригадирам и их помощникам, что сыграет большую роль в закреплении основных кадров МТС.
Из года в год вкладываются все большие средства в сельское хозяйство; на финансирование производственной деятельности одних лишь МТС в 1939 г. отпускается из союзного бюджета 7 472,2 млн. руб. против фактически израсходованных в прошлом году 5 845,5 млн. руб.
К сожалению, нельзя сказать, чтобы МТС и органы Наркомзема СССР достаточно заботились об экономии государственных средств. Многие руководители в системе Наркомзема и МТС мало интересуются финансовыми результатами своей работы, редко заглядывают в баланс. Такая практика весьма дорого обходится Советскому государству.
Наркомзем СССР совершенно недостаточно занимается выявлением и мобилизацией имеющихся в МТС больших резервов. Нет
[378]
должной борьбы с бесхозяйственностью, нет упорного изыскания новых источников экономии. Работники Наркомзема забывают, что каждый процент снижения себестоимости, скажем, тракторных работ может дать 74,7 млн. руб. Огромные средства могло бы дать бережное отношение к горючему, расходы на которое занимают в производственных затратах МТС свыше 50 %. Но Наркомзем СССР в 1938 г. плохо контролировал расходование бюджетных средств в МТС. Отсюда—перерасходы, нарушения финансово-бюджетной дисциплины.
Речь идет, товарищи, о довольно крупных суммах. Перерасходы в МТС (на ремонт тракторов, комбайнов и других машин, на горючее) составили в прошлом году несколько сот миллионов рублей. Это—8,6 % всех затрат. Перерасход горючего превысил 145 млн. руб., а в натуральном выражении—200 тыс. т.
Быть может теперь с перерасходами покончено, и больше они не повторяются? К сожалению, это не так. Перерасходы продолжаются и нынче. Неудовлетворительная эксплоатация машинно- тракторного парка и плохая организация ремонта продолжают съедать массу средств.
Казалось бы, все это обязывает Наркомзем СССР и его местные органы поставить как следует работу внутриведомственного контроля, поднять квалификацию ревизоров. Но и этого не делается. В ряде республик и областей штаты ревизоров земельных органов не укомплектованы или используются не по назначению. Так, например, в Наркомземе БССР имеются 3 ревизора, которые за весь 1938 г. и I квартал 1939 г. не обревизовали ни одной МТС, ни одного облземотдела. В Воронежском облземотделе сидят—именно сидят, а не разъезжают, как им по штату положено, — шесть ревизоров: обревизовали они за 1938 г. всего-навсего 19 МТС. В Челябинском облземотделе 5 ревизоров успели за это время побывать только в 21 МТС. В земельных органах Украины нехватает больше 20 ревизоров и т. д. Все это говорит о прямом пренебрежении к контролю.
Нельзя еще похвалить и работу органов Наркомзема над составлением промфинпланов МТС. Посылку на места лимитов финансирования Наркомзем СССР сильно задержал: это было сделано только в феврале; бланки промфинпланов были отправлены местным органам еще позже—в середине марта. И вот результат: в то время как партия и Правительство обязали Наркомзем закончить составление промфинпланов к 1 февраля, эта
[379]
работа тянется и по настоящее время, и МТС по существу работают без производственно-финансовых планов, т. е. без основного оперативного документа, который призван одновременно служить и мощным орудием хорошей производственной и финансовой работы и верным средством ее контроля. И это в то время, когда МТС уже подходят к окончанию весеннего сева! Последствия подобной расхлябанности уже дают себя знать: с начала этого года МТС израсходовали около 40 % годовых ассигнований. Использования этих ассигнований Наркомзем СССР по существу не контролирует.
Наркомзем СССР и его органы на местах должны немедленно сделать из этих фактов все выводы; страна требует, чтобы они круто изменили методы своей работы. В свою очередь финансовые органы, особенно краевые и областные финотделы, должны более активно, чем раньше, выполнять возложенные на них партией и Правительством функции государственных контролеров. Финорганы, и прежде всего ревизоры по МТС, должны со всей тщательностью проверять производственно-финансовую деятельность машинно-тракторных станций, вести самую непримиримую борьбу с бесхозяйственностью и нарушениями бюджетной дисциплины в МТС. Работа финорганов в этой области до сих пор еще неудовлетворительна.
Несколько слов о расходах на управление.
В 1939 г. затраты на управление по государственному бюджету Союза ССР составят 6 122 млн. руб., в том числе по союзному бюджету—2 230 млн. руб., по республиканским—1 393 млн. руб. и по местным—2 499 млн. руб.
Рост этих расходов (на 815 млн. руб.) вызван в основном разукрупнением ряда краев, областей и наркоматов.
В государственном бюджете Союза ССР на 1939 г. предусматриваются ассигнования на повышение заработной платы председателям, секретарям и счетоводам сельских советов, прокурорам, их помощникам и следователям.
[380]