Поиск по документам XX века

Loading

Штейн Б. Е. на пленарном заседании II сессии ГА ООН. 3 ноября 1947 г.

Выступление представителя СССР Б. Е. Штейна на пленарном заседании II сессии Генеральной Ассамблеи ООН по вопросу об информации о несамоуправляющихся территориях 9

3 ноября 1947 г.

Представители государств, ответственных за несамоуправляющиеся территории, утверждают, что статья 73, за исключением пункта «е», вообще не является обязательством, принятым на себя этими государствами — членами Организации Объединенных Наций. Статья 73, говорят нам, является лишь декларацией, односторонним заявлением стран, ответственных за несамоуправляющиеся территории. Эту концепцию советская делегация считает неправильной. Устав Организации Объединенных Наций не является декларативным документом. Это договор, который заключили между собой государства, создавшие организацию, и к которому присоединяются другие государства, вступающие в организацию и дающие обещание этот договор выполнять. Вот почему мы считаем, что глава XI не является простой декларацией, не имеющей того обязательного значения, которое имеют другие главы Устава. Подтверждением этого являются слова статьи 73, в которой говорится, что члены Организации Объединенных Наций, ответственные за управление территориями, народы которых не достигли еще полного самоуправления, «принимают обязательство максимально способствовать благополучию населения этих территорий в рамках системы международного мира и безопасности, установленных настоящим Уставом». И с этой целью, говорится далее в статье 73, принимают на себя ряд конкретных обязательств, упомянутых в обозначенных пунктах «а», «b», «с» и «d» этой статьи.

Из сказанного вытекает, что международная организация,

[82]

такая, как Организация Объединенных Наций, в особой статье устанавливает обязательства своих членов в отношении несамоуправляющихся территорий. Если эти члены организации, подписав Устав, приняли на себя подобное обязательство, ясно, что организация интересуется и не может не интересоваться вопросом о том, как выполняются отдельными членами эти обязательства. Отсюда, в свою очередь, вытекает право Организации Объединенных Наций изучать доставляемую информацию, а равно и право организации принимать и другие меры для того, чтобы удостоверяться, как выполняются эти обязательства, принятые на себя отдельными ее членами в отношении несамоуправляющихся территорий.

Именно поэтому все действия государств — членов организации, отвечающих за несамоуправляющиеся территории со гласно статье 73, имеют не добровольный и произвольный характер, а являются обязательствами, налагаемыми Уставом Организации Объединенных Наций.

Отсюда я перехожу к вопросу о характере информации согласно статье 73, пункт «е». Представители государств, несущих ответственность за несамоуправляющиеся территории, в частности представитель Нидерландов, который выступил сегодня, утверждают, что статья 73, пункт «е» , Устава не содержит обязательства для этих государств представлять генеральному секретарю политическую информацию, касающуюся несамоуправляющихся территорий, и что они обязаны передавать лишь информацию, касающуюся социальных и экономических условий с таким толкованием статьи 73 делегация Союза Советских Социалистических Республик согласиться не может по двум основаниям.

Прежде всего пункт «е» статьи 73 невозможно отделить от других пунктов этой же статьи . Между тем достаточно процитировать, например, пункт «b» этой же статьи, для того чтобы увидеть, что государства, несущие ответственность за несамоуправляющиеся территории, принимают на себя обязательства «развивать самоуправление, учитывать должным образом политические стремления этих народов и помогать им в прогрессивном развитии их свободных политических институтов».

Совершенно очевидно, что Организация объединенных Наций не только вправе, но и обязана удостовериться в том, как выполняются указанные обязательства теми членами организации, которые эти обязательства на себя: приняли. Именно для этой цели и должна служить информация, полу чаемая по пункту «е» статьи 73.

С другой стороны, необходимо иметь в виду, что информацию, относящуюся к экономическим и социальным условиям, упоминаемым в пункте «е» статьи 73, совершенно невозможно

[83]

отделить от информации политической. Социально-экономические условия жизни населения несамоуправляющихся территорий тесно связаны с политическими условиями развития этого населения. Условия, касающиеся труда, образования, здравоохранения, социального страхования и т. д ., зависят в значительной степени от участия самого населения в органах управления и самоуправления. Таким образом, процесс политического развития населения имеет своим результатом улучшение социально-экономических условий его жизни, а эти условия в свою очередь тесно связаны с его политическими стремлениями к самоуправлению и независимости. Вот почему сообщать статистические данные, касающиеся социально-экономических условий, не сообщая в то же время данных, касающихся политического прогресса населения, о чем говорит та же статья 73 Устава в пункте «b», значит давать неправильную картину, извращать действительное положение вещей.

О чем все это говорит? Не желая брать на себя обязательство представлять политическую информацию о несамоуправляющихся территориях, представители государств, несущих ответственность за эти территории, — хотят они этого или не хотят — подчеркивают, что им есть что скрыть от Организации Объединенных Наций, а тем самым от общественного мнения всего мира. Если бы это было не так, не было бы никаких мотивов, чтобы отказываться от представления информации, касающейся политического прогресса населения несамоуправляющихся территорий.

Вот почему делегация СССР настаивает на принятии третьей рекомендации в том виде, в каком она была принята в Четвертом комитете, т. е. в редакции, устанавливающей принцип обязательности политической информации о несамоуправляющихся территориях.

Что же касается второй рекомендации, в частности ее шестого пункта, делегация СССР возражает против поправки, внесенной к этому пункту делегациями Бразилии, Дании, Соединенных Штатов Америки, Франции, Нидерландов, Никарагуа и Уругвая. Смысл этой поправки заключается в устранении из шестого пункта указания на то, что сравнение данных, относящихся к несамоуправляющимся территориям, может производиться не только между этими территориями, но и между ними и их метрополиями. Вместо этого предлагается сказать, что сравнение может иметь место между данными, «которые по своему характеру дают возможность произвести сравнения», не упоминая о метрополиях.

Само собой разумеется, что можно производить сравнения только сравнимых данных. Никто и не предлагает сравнивать несравнимые данные. Делегация СССР считает — и ее мнение

[84]

было разделено большинством Четвертого комитета, — что данные, касающиеся несамоуправляющейся территории и ее метрополии, вполне сравнимы по целому ряду вопросов. Конечно, если, например, в какой- либо несамоуправляющейся территории бывает тропическая лихорадка, а в метрополии такой болезни не бывает и не может быть, то сравнивать данные, относящиеся к этой болезни, никто не вздумает. Это не исключает сравнения других и притом сравнимых показателей по вопросам здравоохранения, труда и т. д .

Представитель Нидерландов сегодня, выступая с этой трибуны, сказал, что те, кто предлагает сравнивать данные несамоуправляющихся территорий с данными метрополии, предлагают сравнивать яблоки с грушами. Я не согласен с таким определением. То, что предлагает делегация СССР, и то, что принято было Четвертым комитетом, представляется мне сравнением яблока с яблоней. Подобное сравнение яблок, которые произрастают в колониях от яблони - метрополии, может дать чрезвычайно интересные результаты. Мы можем посмотреть, какие яблоки произрастают в колониях от яблони метрополии.

Вот почему предложение об устранении возможности сравнения данных между несамоуправляющимися территориями и их метрополиями производит впечатление, что представители метрополий боятся подобного сравнения, хотят его избежать.

Делегация Союза Советских Социалистических Республик считает, что подобное сравнение лишь поможет организации иметь более полную картину того, насколько государства, несущие ответственность за несамоуправляющиеся территории, выполняют те обязательства, которые они взяли на себя в силу статьи 73 Устава.

Отсюда вытекает и отрицательное отношение делегации Союза Советских Социалистических Республик к поправке, предложенной к пятой рекомендации. Эта поправка имеет своей задачей сузить компетенцию Комитета по информации о несамоуправляющихся территориях. В прошлом году колониальные государства боролись против самого создания этого комитета. Когда, однако, комитет вопреки им был создан, они всячески теперь стремятся сузить его работу. Представитель Нидерландов, выступая сегодня , распространялся на тему о том, что термины «колониальная политика» и «колониальная система» являются устарелыми терминами. Я должен ему возразить: факты и именно факты говорят о другом, они говорят о том, что колониальная политика ряда стран продолжается, хотя ее пытаются называть другими именами.

Борьба против сужения функций и деятельности комитета соответствует интересам колониальных держав, но она противоречит обязательствам статьи 73. Вот почему делегация

[85]

Союза Советских Социалистических Республик высказывается за текст пятой рекомендации, предложенной Четвертым комитетом, и против поправки.

[86]

Здесь цитируется по изд.: СССР и страны Африки. 1946-1962 гг. Документы и материалы. Том I. (1946 г. – сентябрь 1960 г.). М., 1963, с. 82-86.

Примечания

9. Устав Организации Объединенных Наций — первый международный договорный акт, где зафиксированы определенные обязательства колониальных держав в отношении народов их колониальных владений. Хотя эти обязательства имели сравнительно ограниченный характер, тем не менее включение их в Устав явилось в тогдашних условиях существенным достижением СССР и всех прогрессивных сил, так как колониальные державы стремились и впредь распоряжаться в своих колониальных владениях бесконтрольно и исключительно по собственному усмотрению.

В Уставе ООН несамоуправляющимся территориям посвящена глава XI, которая гласит:

«Декларация в отношении несамоуправляющихся территорий»

Статья 73

Члены Организации Объединенных Наций , которые несут или принимают на себя ответственность за управление территориями, народы которых не достигли еще полного самоуправления, признают тот принцип, что интересы населения этих территорий являются первостепенными и, как священный долг, принимают обязательство максимально способствовать благополучию населения этих территорий в рамках системы международного мира и безопасности, установленной настоящим Уставом, и с этой целью :

а) обеспечивать, соблюдая должное уважение к культуре указанных народов, их политический, экономический и социальный прогресс, прогресс в области образования, справедливое обращение с ними и защиту их от злоупотреблений;

b) развивать самоуправление, учитывать должным образом политические стремления этих народов и помогать им в прогрессивном развитии их свободных политических институтов в соответствии со специфическими обстоятельствами, присущими каждой территории и ее народам, и с их разными ступенями развития;

с) укреплять международный мир и безопасность;

d) способствовать развитию созидательных мероприятий, поощрять исследования и сотрудничать друг с другом и, где и когда это уместно, со специализированными международными организациями ради практического достижения изложенных в настоящей статье социальных, экономических и научных целей и

е) передавать регулярно генеральному секретарю для информации и с таким ограничением, какое может потребоваться по соображениям без опасности и конституционного порядка , статистическую и другую информацию специального характера, относящуюся к экономическим и социальным условиям, а также условиям образования на территориях, за которые они соответственно несут ответственность, кроме тех территорий, на которые распространяется действие глав ХII и XIII.

Статья 74

Члены организации также соглашаются, что их политика в отношении территорий, на которые распространяется действие настоящей главы , должна быть основана не менее, чем в отношении их метрополий, на общем принципе добрососедства, с надлежащим учетом интересов и благополучия остального мира в делах социальных, экономических и торговли » . Обязательства, взятые на себя колониальными державами на основе главы ХІ Устава ООН, касались целого ряда их владений в Африке. Крупнейшими из них были колониальные владения Англии: Нигерия, Золотой Берег, Кения, Уганда, Сьерра- Леоне, Ньясаленд, Северная Родезия, Британское Сомали, Бечуаналенд и др.; колониальные владения Франции: Алжир, Марокко, Тунис, Французская Западная Африка, Французская Экваториальная Африка и др.; бельгийская колония Конго и др.

Вынужденные взять на себя обязательства, зафиксированные в главе ХІ Устава Организации Объединенных Наций, колониальные державы, однако, с самого начала деятельности ООН пытались свести их фактически на нет. На І сессии Генеральной Ассамблеи ООН встал вопрос об информации, которую колониальные державы обязаны регулярно передавать ООН о своих колониальных владениях. На сессии было внесено предложение о создании особого комитета для изучения информации о несамоуправляющихся территориях и выработки конкретных предложений по этим вопросам для очередной сессии Генеральной Ассамблей. Колониальные державы резко выступили против учреждения такого комитета, отрицая само право ООН выносить какие- либо рекомендации по вопросу о не самоуправляющихся территориях. Вопреки возражениям колониальных держав 14 декабря 1946 г. Генеральная Ассамблея приняла резолюцию 66 (I) , в которой предусматривался созыв за несколько недель до открытия II сессии Генеральной Ассамблеи Специального комитета для изучения и анализа информации о несамоуправляющихся территориях с целью оказания помощи Генеральной Ассамблее в рассмотрении этой информации. СССР голосовал за эту резолюцию, США, Англия, Франция и другие колониальные державы — против нее.

Комитет, учрежденный в соответствии с резолюцией, представил доклад, который рассматривался на ІІ сессии Генеральной Ассамблеи ООН.

Комитетом были выработаны пять рекомендаций, которые легли в основу пяти резолюций, принятых II сессией Генеральной Ассамблеи 3 ноября 1947 г. В первой резолюции говорилось, что Генеральная Ассамблея рекомендует державам, представляющим информацию об их колониальных владениях, « приложить необходимые усилия к тому, чтобы эта информация была наиболее полной и включающей новейшие данные». Далее в резолюции предусматривалось, что информация должна представляться по приложенной к резолюции стандартной форме. Согласно этой форме, должна была представляться информация по следующим вопросам:

1) общая информация (географические данные, исторические данные, на селение, управление, права человека) , 2 ) социальные условия, 3) положение в области просвещения, 4 ) экономические условия, 5 ) фотографические и другие материалы.

Во второй резолюции предусматривалось, что генеральному секретарю ООН разрешается пользоваться в целях представления Генеральной Ассамблее сводок и анализов по вопросам несамоуправляющихся территорий помимо информации, передаваемой ему согласно статье 73 (е) Устава, также другими официальными источниками. Генеральному секретарю раз решалось также делать различные сравнения, но при условии согласия на это заинтересованных государств, в третьей резолюции констатировалось, что некоторые колониальные державы «уже представили по собственному почину информацию, касающуюся развития учреждений по самоуправлению в несамоуправляющихся территориях», и отмечалось, что « добровольная передача информации та кого рода и составление на основании ее сводок генеральным секретарем всецело отвечают духу статьи 73 Устава и , следовательно, должны быть надлежаще отмечены и поощряться ». При обсуждении проекта этой резолюции в Четвертом комитете советская делегация внесла 8 октября 1947 г . поправку, согласно которой колониальные державы обязывались представлять относительно несамоуправляющихся территорий информацию о том, как эти державы выполняют условия пункта « b » статьи 73, предусматривающего, что они должны « развивать самоуправление, учитывать должным образом политические стремления этих народов и помогать им в прогрессивном развитии их свободных политических институтов ». Эта поправка была одобрена в Четвертом комитете (20 голосами против 19), однако при рассмотрении резолюции на пленарном заседании Генеральной Ассамблей принята не была.

Четвертая резолюция касалась сотрудничества специализированных учреждений ООН в вопросах, связанных с несамоуправляющимися территориями в пятой резолюции предусматривалось «учредить Специальный комитет для изучения передаваемой согласно пункту «е» статьи 73 Устава информации, касающейся экономических и социальных условий, а также условий образования на несамоуправляющихся территориях, и для представления соответствующих докладов на рассмотрение Генеральной Ассамблеи с надлежащими, по мнению комитета, рекомендациями процедурного порядка и с желательными, по его мнению, предложениями по существу разных сторон вопроса во всем их объеме, не имеющими, однако, в виду какие-либо определенные территории ». Комитет должен был со стоять из колониальных держав и равного числа других членов ООН.

Деятельность комитета, учрежденного на основе этой резолюции, впоследствии систематически продлевалась, и он представлял на всех очередных сессиях Генеральной Ассамблей доклады по вопросу о несамоуправляющихся территориях.

СССР входил в 1947 — 1952 годы в состав этого комитета и принимал активное участие в его работе. Советские делегации участвовали также в обсуждении докладов комитета на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН.

При этом Советский Союз неизменно выступал как самый искренний друг народов несамоуправляющихся территорий, подвергал острой критике- империалистическую политику колониальных держав в отношении этих народов, добивался улучшения политических, экономических и социальных условий их существования и, самое главное, скорейшего предоставления им независимости. — 82.

Персоналии:

Страна и регион:

Дата: 
3 ноября, 1947 г.