После поражения во второй мировой войне Япония была оккупирована войсками США. В отличие от оккупации Германии здесь не прекращалась деятельность государственного аппарата империи. Японские власти за две недели между капитуляцией и фактической оккупацией сожгли некоторые секретные архивы, уничтожили или скрыли большое количество военного или другого ценного имущества, произвели перемещения сотрудников тайной полиции и т. п. Существенное значение имел и тот факт, что оккупационные войска заняли лишь важные стратегические пункты, контроль над всеми звеньями государственного аппарата на местах ими фактически не осуществлялся.
Оккупанты отнюдь не форсировали проведение демократических реформ, хотя они должны были это сделать в соответствии с соглашением между союзниками. Однако они не могли сорвать данное соглашение, так как на них постоянно оказывалось давление со стороны советских представителей в Союзном Совете и в Дальневосточной комиссии. Позицию советских представителей поддерживали демократическая общественность Японии, особенно рабочие, а также прогрессивные силы всего мира. Выступая в защиту демократических прав японского народа, советские представители вынуждали правящие круги США идти значительно дальше по пути реформ и преобразований в Японии.
Важнейшими послевоенными преобразованиями были: проведение земельной реформы, в основном ликвидировавшей крупное помещичье землевладение, реформы системы образования, издание нового закона о профсоюзах, провозгласившего свободу профсоюзной деятельности и отмену старой полицейской системы. Был также принят закон о роспуске крупных концернов (дзайбацу), ограничивший на некоторое время влияние монополистических объединений.
Проведение этих реформ не было последовательным, кроме того, оно саботировалось японо-американской реакцией. Некоторые реформы восстанавливали прежние порядки, например принятие закона о полиции, восстановление дзайбацу. Усилились репрессии против коммунистов и профсоюзов. И все же значение послевоенных преобразований велико. В японском обществе были ликвидированы остатки феодализма. По уровню развития буржуазно-демократических институтов Япония стала одной из передовых капиталистических стран.
Вскоре после капитуляции была восстановлена деятельность политических партий. В 1947 г. вступила в действие новая Конституция Японии, явившаяся итогом послевоенных демократических преобразований. Она содержит беспрецедентное в буржуазной конституционной практике положение об отказе от вооруженных сил и от войны как средства осуществления национальной политики.
Оккупационным властям удалось сохранить монархию, но по новой Конституции император уже не получил прежней практически безграничной власти. В новогоднем послании 1946 г. он был вынужден публично отречься от своего божественного происхождения. Конституция не назвала императора главой государства, она ограничилась характеристикой его как «символа государства и единства народа».
В отношении совершаемых императором государственных актов Конституция поставила его в зависимость от парламента и кабинета. Однако в современной Японии император является как бы воплощением взгляда реакционных кругов буржуазии и различных реваншистских элементов, продолжающих связывать с монархией надежды на возвращение прошлого. Конституция допускает определенное противодействие решениям представительного органа со стороны императора. Таким образом, монархия продолжает сохранять политическое значение.
По Конституции парламент занимает главенствующее положение среди государственных органов. Он состоит из нижней и верхней палат — палаты представителей и палаты советников. Обе палаты избираются населением страны на основе всеобщего избирательного права. Палата представителей имеет определенный приоритет перед палатой советников, обладающей лишь правом отлагательного вето в отношении законопроектов, принятых нижней палатой.
В то же время верхняя палата, роспуск которой, в отличие от нижней, по Конституции невозможен, становится единственным законодательным органом в стране в период объявляемого кабинетом чрезвычайного положения. Палата советников является, таким образом, важным политическим резервом буржуазии.
Укрепление антимилитаристских, демократических сил после войны позволило изменить не только правовое положение, но и социальный состав парламента. В послевоенном японском парламенте появились подлинные представители трудящихся. Они обладают числом мандатов, позволяющим создавать заслон на пути реакции, которая добивается пересмотра Конституции 1947 г.
Конституция 1947 г. фактическую высшую власть в государстве передала Кабинету министров, который формируется парламентом. Кабинет ответствен перед последним. В этом отношении Основной закон 1947 г. представляет прогресс по сравнению с Конституцией 1889 г. Фактически же кабинет подчиняет себе парламент через партийную дисциплину. Кроме того, кабинету предоставлено право роспуска парламента. В его руках находится законодательная инициатива. Кабинет формирует центральный государственный аппарат, ему подчинена целая армия чиновников.
Японское чиновничество по-прежнему представляет собой замкнутую касту, как и ранее, огражденную от трудящихся системой классового отбора, осуществляемого путем экзаменов. Японское чиновничество сохранило прежний порядок строгой иерархии. Сохранилась преемственность кадров в полиции и в возрожденных вопреки Конституции японских вооруженных силах.
Основные изменения по Конституции 1947 г. в вопросах правосудия были следующими: император не упоминался в числе носителей судебной власти, запрещалось учреждение особых судов, не предусматривался существовавший ранее Административный суд, Верховный суд получил право решения вопроса о конституционности законов и других официальных актов.
Закон о судоустройстве, принятый в апреле 1947 г., ввел в судебную систему Японии так называемые семейные суды, разбирающие гражданские дела, связанные с семейными отношениями, включая дела о разводах, о наследовании и т. п. Семейные суды также рассматривают дела о преступлениях несовершеннолетних и дела «взрослых, наносящих вред интересам детей».
Низшие судебные органы в послевоенный период получили наименование судов упрощенного производства. Основным изменением в области местного самоуправления явилось введение выборности глав местной исполнительной власти (губернаторов, мэров и сельских старост) населением.
В главе Конституции, посвященной правам и обязанностям народа, закреплены определенные достижения в борьбе за демократизацию государственного строя. В ней нет оговорок, ущемляющих права и свободы, что создает затруднения для произвола властей. Прогрессивное значение имеют статьи о ликвидации аристократического сословия, об отделении церкви от государства, о равноправии супругов и др.
Примечательным фактом является включение в Конституцию положений о праве на труд, на образование, на «поддержание минимальных стандартов зажиточной и культурной жизни». Конечно, эти положения в условиях капиталистического строя являются формальными, так как они ничем не обеспечены, но их положительное значение в том, что они легализуют борьбу за достижение этих положений.
Демократические положения Конституции не позволяли государственному аппарату действовать прежними методами полицейского государства. На его пути встало мощное рабочее и демократическое движение, выступающее против произвола, за сохранение демократических завоеваний японского народа.
Цитируется по изд.: Федоров К.Г. Истрия государства и права зарубежных стран. Л., 1977, с. 403-406.