Конгресс сохранял свое преимущественное влияние среди имущих классов Индии, поэтому на выборах, которые прошли в ноябре 1934 года и в которых участвовало 650 тысяч избирателей, он получил более половины голосов и мест в Центральном законодательном собрании.
В новой Центральной легислатуре ни одна партия не поддержала новый проект закона об управлении Индией, созданный на основе рекомендаций Комиссии Саймона и конференций «круглого стола». Однако новая «конституция» была принята английским парламентом в августе 1935 года.
В новом законе содержались некоторые уступки индийским капиталистам и помещикам. Корпус избирателей расширялся до 12% взрослого населения, что означало снижение имущественного и прочих цензов и наделение правом голоса низших прослоек имущих классов и отдельных групп трудящихся (крестьянская верхушка и некоторые категории рабочих, голосовавших по рабочей курии). Несколько расширились и прерогативы законодательных собраний, перед которыми отныне были ответственны провинциальные кабинеты министров (реорганизованные исполнительные советы при губернаторах).
В то же время закон сохранял принцип диархии и практически полноту власти в руках аппарата английской колониальной администрации.
Кроме того, закон предусматривал широкое использование куриальной системы на выборах, что вносило раскол в национальное движение, укрепляло позиции консервативных сил. С целью дальнейшего осложнения индусско-мусульманских отношений и создания препятствий для соглашения между Национальным конгрессом и Мусульманской лигой мусульманам и другим «меньшинствам» были предоставлены определенные преимущества. Индусы, включая «неприкасаемых», имели 70% голосов, но только 55% мест. Усиливалось влияние князей, назначенцы которых составляли 1/3 депутатов Центрального законодательного собрания и 2/5 — Государственного совета.
В законе ничего не было сказано о статусе страны, зато предусматривалось ее возможное расчленение в будущем. Последнее обеспечивалось так называемой федеральной схемой, по которой князья получали право выбора: или войти в Британскую империю, или установить независимые отношения с метрополией. «Федеральная схема» вызвала бурю негодования. Она так и не была введена в действие.
Опубликование новой «конституции» Индии вызвало всеобщие протесты в стране. Ее окрестили «рабской конституцией».
Новые выборы в Центральную и провинциальные легислатуры были назначены колониальным правительством в 1937 году. В стране развернулась подготовка к выборам, проходившая под знаком усиливавшейся критики английской колониальной политики.
В ходе подготовки к выборам коммунисты и примыкавшие к ним революционные демократы развернули борьбу за создание единого антиимпериалистического фронта. На политику коммунистов огромное, решающее влияние оказали решения VI конгресса Коминтерна. Конкретные рекомендации сделали в открытом письме индийским коммунистам Палм Датт и Бен Брэдли — члены Компартии Великобритании.
Компартия Индии приняла решение о вхождении коммунистов в Конгресс. В мае 1936 году ВИКИ вынес решение о коллективном вхождении в Конгресс, такое же решение принял и Всеиндийский крестьянский союз. Поскольку руководство Конгресса, опасаясь создания в организации крыла, руководимого коммунистами, отрицательно отнеслось к этой инициативе, началось массовое индивидуальное вступление в Конгресс коммунистов и демократов, чтобы все же превратить его в орган единого антиимпериалистического фронта.
Результатом таких акций было усиление левого крыла в Конгрессе, что проявилось на съезде в Лакнау (май 1936 года), где президентом был избран Джавахарлал Неру. Он назначил Рабочий комитет, 1/3 которого состояла из представителей левых конгрессистов.
Политическая позиция Джавахарлала Неру в 30-х годах отличалась известной противоречивостью и непоследовательностью. К этому времени в основном сформировались его общественно- политические и философские взгляды, в которых ощущалось определенное влияние научного социализма. В то же время социалистические идеалы Неру эклектически сочетались с разделявшимися им некоторыми мировоззренческими и особенно практически-политическими установками Ганди.
На Джавахарлала Неру, как и на многих других лидеров левого крыла в Конгрессе, включая Субхаса Чандру Боса, большое впечатление произвели успехи социалистического строительства в СССР. Они публично выражали свои симпатии Советскому государству, выступали в поддержку героической Испании и боровшихся за свою независимость Китая и Абиссинии.
В деятельности двух виднейших лидеров левого крыла Национального конгресса сохранялись различия, унаследованные ими от периода конца 20-х — начала 30-х годов. С. Ч. Бос вел энергичную работу по созданию собственной опоры в Конгрессе на базе бенгальской провинциальной организации с целью в конечном счете изменить и состав руководства, и политику партии. Неру в общем следовал в фарватере партийной политики Ганди. Последнее обеспечило ему прочную поддержку лидера Конгресса. Важным аспектом деятельности Неру середины — второй половины 30-х годов было расширение международных связей Конгресса с различными прогрессивными течениями и организациями, особенно во время его зарубежных поездок. Неру считал расширение интернациональных связей индийского национализма важным фактором в развитии освободительной борьбы.
Лакнауский съезд принял решение об участии Конгресса в выборах, но под лозунгами борьбы против «рабской конституции».
На проходившем в декабре того же года Файзпурском съезде Конгресса были приняты «Предварительные требования по аграрному вопросу» как альтернатива Хартии крестьянских прав. Решения съезда предусматривали развертывание под эгидой Конгресса крестьянского движения за снижение арендной платы, ростовщического процента и земельного налога. Принятие этого документа свидетельствовало о решимости Конгресса вступить в борьбу с коммунистами за руководство кисап сабха.
Между тем общедемократическое движение охватывало все новые общественные слои и группы. В 1936 г. были созданы Всеиндийская федерация студентов, Всеиндийская ассоциация прогрессивных писателей и Всеиндийская конференция народов княжеств. Во всех этих организациях активно работали не только конгрессисты, но также коммунисты и революционные демократы. Это способствовало образованию общенационального антиимпериалистического фронта. Коммунисты поддерживали Конгресс на выборах, выступая самостоятельно только по рабочей курии, которой было предоставлено лишь 3% всех мест.
Партийно-политическая структура в Индии к середине 30-х годов представляла более сложную картину, чем еще пять лет тому назад. Кроме Конгресса и Лиги, а также индусской коммуналистской организации «Хннду маха сабха» в отдельных провинциях действовали местные буржуазные и мелкобуржуазные партии, противостоящие Конгрессу: Партия юнионистов в Пенджабе, «Праджа кришок шомити» (Народная крестьянская партия) в Бенгалии, Национально-крестьянская партия в Соединенных провинциях, Независимая рабочая партия в Бомбее и Центральных провинциях, Партия справедливости в Мадрасе, «Эдванс» («Прогресс») в Ориссе.
В эти партии входили как мелкобуржуазные группы, так и крайне реакционные феодально-помещичьи слои. Деятельность некоторых из них носила ярко выраженную коммуналистскую (например, юнионистов и «Праджа кришок шомити») или кастовую (Независимая рабочая партия под руководством Амбедкара и Партия справедливости) окраску.
Однако их влияние было ограниченным, и основными противниками Конгресса выступали «Хинду маха сабха» и Мусульманская лига.
Внутри последней к этому времени сложилось более прогрессивное крыло во главе с М. А. Джинной. Лига, которая до этого не развертывала массовой антиимпериалистической борьбы, в 1937 г. на своем съезде в Лакнау объявила, что ее основная цель — борьба за достижение полной независимости Индии, после чего страна должна быть превращена в федерацию свободных демократических государств. Новая программа Мусульманской лиги способствовала привлечению на ее сторону части мусульман, шедших за Конгрессом. Пункт о федеративном устройстве независимой Индии отвечал религиозно-общинному характеру деятельности Лиги, которая претендовала на монопольное представительство интересов индийских мусульман, и содержал в себе зерно будущего требования создания независимого государства Пакистан.
Цитируется по изд.: К.А. Антонова, Г.М. Бонгард-Левин, Г.Г. Котовский. История Индии. Издание второе исправленное и дополненное. М., 1979, с. 447-450.