Конституция Франции 1946 года
В годы оккупации компартия являлась организатором движения Сопротивления. Вклад в освобождение страны внес комитет «Сражающейся Франции» во главе с генералом де Голлем. Эти силы весной объединились в Национальный совет Сопротивления. Осенью 1944 г. Франция была освобождена от оккупантов. После окончания войны сразу началась острая политическая борьба вокруг вопроса о характере будущей конституции. В 1946 г. на выборах в Учредительное собрание компартия получила наибольшее число мандатов. Первый проект конституции 1946 г. предусматривал однопалатный парламент и ограничение власти президента, но в ходе всенародного голосования его отклонили. В результате компромисса между партиями коммунистов, социалистов и народно-республиканского движения (МРП) был составлен второй проект, утвержденный референдумом 13 октября 1946 г.
Конституция Франции 1946 г. является буржуазно-демократической, она подтвердила права и свободы граждан по Декларации 1789 г. и оформила государственный строй Четвертой республики. Всемерно защищая интересы частной собственности, эксплуатацию человека, конституция вместе с тем содержит ряд важных демократических положений: право на организацию профсоюзов и проведение забастовок, светский характер образования, право на труд, равноправие мужчин и женщин, запрещает дискриминацию по мотивам происхождения, веры, убеждения, вводит социальное обеспечение. Конституция провозгласила демократическую избирательную систему. В ней содержится отказ от наступательной войны и предусмотрена национализация предприятий, имеющих общественное значение.
Основной закон провозгласил равенство всех частей колоний и территорий, подвластных Франции. Вместе с метрополией они образовали Французский союз. Общие вопросы надлежало рассматривать в так называемой Ассамблее этого союза.
Парламент был двухпалатный: верхняя палата — Совет республики, нижняя — Национальное собрание. Конституция в ряде статей подчеркивает широкие полномочия этой Ассамблеи как высшего представительного и законодательного органа республики. Только Национальное собрание имело право принимать поправки к конституции и законы, утверждать бюджет, объявлять состояние войны, проводить ратификацию важных международных договоров. Председатель Национального собрания вел совместные заседания обеих палат и фактически являлся вторым должностным лицом страны после президента.
Правительство в лице Совета министров Франции было ответственно только перед Национальным собранием. Это положение является исключительно важным для понимания структуры центральных органов, так как глава правительства имел огромные права по управлению. Получив декрет президента, председатель Совета министров мог распустить Национальное собрание и назначить новые выборы. В целом его деятельность была подотчетна Национальному собранию.
Верхняя палата — Совет республики — имела ограниченные права. Она могла вносить поправки, но в случае разногласий между палатами окончательное решение принадлежало нижней палате. В отличие от сената Третьей республики совет был лишен права привлекать к суду президента и министров, не мог делать ревизию конституции, членам верхней палаты запрещалось применять интерпелляцию (запрос к правительству с последующей постановкой резолюции о недоверии правительству).
Президент избирался парламентом сроком на 7 лет. Всякий его акт нуждался в подписи соответствующего министра (контрассигнатура). Президент исполнял функции главы государства, но его полномочия были сужены. В Четвертой республике сохранилась прежняя традиция избирать на этот пост «незаметных» политических деятелей.
Согласно конституции для принятия резолюции о доверии или недоверии требовалось абсолютное большинство голосов депутатов национального собрания. Вскоре это правило оказалось неудобным для монополий, так как вело к смене кабинетов. Все чаще вносились предложения ограничить роль нижней палаты. В 1947 г. коммунисты были исключены из правительства.
В 1951 г. вводится мажоритарная система выборов в Национальное собрание. Партия или блок партий, получивший в избирательном округе свыше половины голосов избирателей, забирал все мандаты в парламенте. В результате этого коммунисты сразу потеряли сто мест, хотя число их сторонников в народе оставалось прежним. В июле 1953 г. за счет сужения полномочий Национального собрания были несколько расширены права председателя Совета министров.
Вступление Франции в НАТО, колониальные войны в Индокитае, Алжире усложнили экономическое положение, привели к усилению классовой борьбы. Под воздействием народных выступлений правительство в 1954 г. прекратило «грязную войну» во Вьетнаме и вывело свои войска. В том же году Франция вступила в Европейское экономическое сообщество.
Экономический подъем 1952—1957 гг. усилил процесс концентрации производства и капитала и развитие государственно- монополистического капитализма. Положение народных масс несколько улучшилось, одновременно усилилась интенсификация труда.
Крупные концерны все настойчивее требовали реформы конституции, усилили нападки на левые силы. Война в Алжире шла четвертый год, ответственность за поражения реакция возлагала на «прогнивший парламентский режим». В стране возникла угроза фашизма и гражданской войны. 1 июля 1958 г. генерал Ш. де Голль был наделен почти всеми чрезвычайными полномочиями. Буржуазные партии высказывались за отмену конституции 1946 г. Известный историк Ш. Морасе отмечал, что Францию трудно понять и изучить. Управлять ею еще сложнее.
В результате референдума 28 сентября 1958 г. была принята Конституция Пятой республики. Президентом стал Ш. де Голль. Новая конституция резко сузила права парламента и наделила обширной компетенцией президента и премьер-министра.
Цитируется по изд.: Федоров К.Г. Истрия государства и права зарубежных стран. Л., 1977, с. 310-353.