Год за годом учебники по основам безопасности жизнедеятельности для школьников претерпевают серьезные изменения. Связано это с несколькими тенденциями в образовательном сообществе. Во-первых, очень активно ученики и учителя стали принимать участие и проходить дистанционные олимпиады и конкурсы. Одними из таких конкурсов являются всероссийские олимпиады и конкурсы «Отличник». Во-вторых, новые образовательные стандарты, разрабатываемые министерством, постоянно требуют от разработчиков учебников полного соответствия стандартам.
В данной статье рассматриваются изменения в темах и методах преподнесения материала у учебниках для дистанционных олимпиад школьников. Среди основных тем, которые были изменены есть «правила перехода проезжей части пешеходами». Мы использовали в пятом классе схему алгоритма, в предыдущем учебнике эти схемы отсутствовали.
Давайте теперь перейдем к учебнику шестого класса. Совсем немного больше внесено изменений в структуру материалов. Основные изменения претерпели шесть параграфов: «Особенности лыжных водных и велосипедных походов», то, что включено в рабочую программу, «Взрывы в местах массового скопления людей», «Опасность на водоемах», «Факторы, влияющие на безопасность в дальнем и выездном туризме» и «Захват террористами воздушных и морских судов и других транспортных средств».
Если говорить об учебниках седьмого класса, то и эти учебники претерпели довольно сильные изменения. Теперь практически в учебник седьмого класса имеет законченный вид, потому что «природные чрезвычайные ситуации», которым была практически посвящено всё содержание учебника предыдущей версии, в новом учебнике теперь немного урезаны. В старом учебнике присутствовал раздел, где рассматривались олимпиада по ОБЖ и олимпиада по математике, олимпиада по информатике, отсутствовали «чрезвычайные ситуации», «эпидемии». Теперь этот материал присутствует, он выделен в отдельную главу, которая называется «массовые инфекционные заболевания людей, животных и растений», и в этой главе два параграфа. Приведены наиболее опасные инфекционные заболевания людей, животных и растений, а второй параграф - это защита от инфекционных заболеваний людей, животных и растений. Там представлены понятия вакцинации, обеспечения безопасности воды, продовольствие кормов, правила личной гигиены.
В учебниках для 8 класса расширено изложение материала на «транспортных случайных ситуациях». Добавлена отдельная большая глава, которая называется «Чрезвычайные ситуации на транспорте», и, если в пятом классе мы говорили о дорожно-транспортных происшествиях, о правилах безопасного поведения пешеходов и пассажиров, то здесь мы несколько повышаем уровень предлагаемого материала и включаем параграф «автомобильные аварии и катастрофы», даём понятия об автомобильной аварии, автомобильной катастрофе и их основных причинах. Еще один параграф называется «безопасное поведение на дорогах велосипедистов и водителей мопедов по возрасту». Мы видим что учащиеся уже приближается к тому возрасту, когда разрешается вождение мопедов, и мы даём информацию, какие транспортные средства относятся к велосипедам и мопедам, а также, с какого возраста и на какие дороги разрешено выезжать велосипедистам и водителям мопедов, как правильно и безопасно двигаться по дорогам, как выполнять повороты, как выполнять развороты, делать это безопасно, в соответствии с правилами дорожного движения.
Учебники по новым стандартам, позволяющие успешно проходить дистанционные олимпиады получили широкое распространение среди учителей и преподавателей многих школ.