Американо-китайский договор 1946 года о дружбе, торговле и навигации - был подписан в Нанкине 4. XI китайским министром иностранных дел Ван Шицзе и директором договорного департамента Ван Хуачженом, послом США в Китае Стюартом и уполномоченным США в Тянцзине Робертом Смитом.
Совместная война против императорской Японии необычайно укрепила экономические, политические и военные позиции США в Китае. Единое военное руководство всем тихоокеанским фронтом осуществлялось американским командованием. Позже США удалось захватить в свои руки всю систему подготовки, организации и снабжения китайской армии. Предоставив Китаю серию займов, Вашингтон стал основным кредитором Китая и осуществил значительные инвестиции в китайское хозяйство (дорожное строительство, постройка крупного нефтепровода и т. д.). Во время войны США направляли в Китай различного рода экономические и политические миссий, изучавшие проблемы послевоенной торгово-экономической экспансии американского капитала в Китай.
Прибывшая в 1944 году в Китай экономическая миссия США во главе с личным представителем Рузвельта Нельсоном разработала план широкого внедрения американского капитала в экономику страны.
Американо-китайский договор явился орудием американской политики, направленной на поддержку гоминдановской реакции в войне против сил китайской демократии.
Американо-китайский договор в целом и каждая из его статей в отдельности построены на принципе предоставления "равных прав и одинаковых возможностей" для обеих договаривающихся сторон. Для Китая в силу его экономической и военной слабости этот принцип имеет чисто формальное значение, а для США создаёт реальные возможности установления всестороннего господства над Китаем.
Ст. II разрешает подданным США на всей территории Китая заниматься торговлей, а также "вести беспрепятственную... промышленную, научную, просветительную, религиозную и филантропическую деятельность". Для этого американцам предоставляется право аренды, приобретения и владения зданиями и землёй, право въезда в Китай, а также право жительства и свободного передвижения по всей его территории. Согласно ст. III и IV американские монополистические компании и объединения, а также отдельные предприниматели получили право широко инвестировать свои капиталы в китайские промышленные и торговые предприятия и компании, создавать новые, контролировать их и управлять ими.
Ст. XX (В§ 2) обязывает китайское правительство в вопросах предоставления концессий, заключения различных контрактов и закупки товаров предоставлять США условия, не менее благоприятные, чем те, которые предоставляются или могут быть предоставлены какой-либо третьей стране.
Американо-китайский договор устанавливает, что американские корпорации и отдельные предприниматели-американцы, занимающиеся на территории Китая промышленной и торговой деятельностью, а также товары, ими производимые, не могут быть обложены внутренними налогами, более высокими, чем те, которые устанавливаются для китайских предпринимателей и торговцев. Согласно ст. ХIХ всякий контроль китайского правительства над финансовыми сделками и платежами будет вводиться лишь с тем, чтобы не наносить ущерба конкурентной борьбе США с третьей страной на китайском рынке. Американо-китайский договор сильно ограничивает Китай даже в использовании такого средства защиты от торгово-экономической экспансии США, как создание государственных монопольных экспортно-импортных компаний. Ст. XX требует от подобных государственных компаний "справедливого и соответствующего" отношения к коммерции другой договаривающейся стороны. В этих целях государственные монополии или агентства "при производстве... закупок или продажи любых товаров должны исходить исключительно из таких соображений... которые обычно будут приняты во внимание частными коммерческими предприятиями".
Ст. XXI (В § 1) провозглашает, что между США и Китаем "...должна быть установлена свобода торговли и навигации", а ст. XXII запрещает облагать суда одной стороны, входящие в порты другой стороны, всякого рода сборами: тоннажными, портовыми, лоцманскими и др.
Согласно ст. XVI Китай не будет вводить никаких ограничений или запрещений в отношении импорта американских товаров на его территорию, а также в отношении вывоза в США китайских товаров. В развитие этого ст. XXIII предоставляет судам США право ввозить на территорию Китая или вывозить оттуда все предметы, которые ввозят или вывозят (теперь или будут это делать в будущем) китайские суда, причём товары, ввозимые американцами, не должны облагаться "какими-либо другими или более высокими налогами и сборами, чем те, которыми облагаются эти предметы", ввозимые или вывозимые на судах Китая.
Ст. V Американо-китайского договора предоставляет США широкие возможности для исследования и эксплуатации минеральных ресурсов Китая.
Ст. VI и VII гарантируют неприкосновенность американских граждан и их собственности, находящихся на территории Китая. Китайскому правительству запрещается производить обыски в американских помещениях, проверять книги, документы или финансовые дела американских компаний и отдельных предпринимателей.
Американо-китайский договор каждой своей статьёй распространяет на США принцип наибольшего благоприятствования. Подобные условия при колоссальном экономическом превосходстве США над любой другой капиталистической державой создают благоприятные условия для перехода всех основных отраслей китайской экономики в руки американского капитала. К Американо-китайскому договору приложен протокол, уточняющий формулировки договора и имеющий такую же силу, как и сам договор.
Подписание Американо-китайского договора 1946 года было совершено без ведома Политического консультативного совета, созванного 10. I 1946 года в соответствии с достигнутым соглашением между гоминданом и коммунистической партией. ЦК коммунистической партии Китая в своём официальном заявлении от 1. II 1947 года отмечал, что подписанные гоминдановским правительством договоры и соглашения с иностранными державами обрекают страну на национальный позор, утрату национальных прав, колонизацию и кризис, а также способствуют усилению гражданской войны, хаоса и разрухи. Коммунистическая партия заявляла, что "она ни в настоящее время, ни в будущем не признает никаких иностранных займов, никаких соглашений", заключённых правительством Чан Кайши с иностранными державами после 10. I 1946 года.
Дипломатический словарь. Гл. ред. А. Я. Вышинский и С. А. Лозовский. М., 1948.