Германо-шведское соглашение 1940 года о транзите через Швецию в Норвегию и Финляндию - было подписано 5. VII. Этот акт явился явным нарушением шведского нейтралитета и вызвал резкие протесты демократической общественности. Швеция пыталась представить дело таким образом, будто речь шла о перевозке немецких "отпускников", но это совершенно не соответствовало действительности. В октябре 1941 года через Швецию была переброшена немецкая дивизия в Финляндию, а в декабре - из Финляндии, в январе 1942 года через Швецию в Финляндию немцы направили свою горно-егерскую дивизию; ещё одна немецкая дивизия была переброшена в мае 1942 года. В Стокгольме и других пунктах были учреждены особые германские транспортные комендатуры. По шведским железным дорогам следовали грузы военного снаряжения.
Под влиянием событий на фронтах мировой войны, особенно на советско-германском фронте, шведское правительство 5. VIII 1943 официально объявило об аннулировании Германо-шведского соглашения. В дополнительном сообщении шведского правительства заявлялось, что транзит военных материалов прекращается с 15. VIII, а "отпускников" - с 20. VIII 1943. Однако затем последовало заявление шведского министерства иностранных дел, в котором говорилось, что "соглашение с Германией о прекращении транзита не касается, конечно, обычных пассажирских и товарных перевозок. Поэтому немцы, получившие надлежащую визу для транзита, будут по-прежнему следовать с обычными шведскими поездами, и обычные грузы и почта точно так же будут перевозиться по шведским железным дорогам". Таким образом, под прикрытием "обычных" поездов и т. п. транзит фактически продолжался и после формального аннулирования Германо-шведского соглашения.
Дипломатический словарь. Гл. ред. А. Я. Вышинский и С. А. Лозовский. М., 1948.