Председательствующий. Слово имеет депутат Андреева.
Андреева 3. А. (Чебоксарский округ, Чувашская АССР). Товарищи депутаты! Наш вождь и учитель товарищ Сталин неоднократно говорил о необходимости подъема транспорта. Он указывал, что задача развертывания товарооборота
[435]
и решительного улучшения транспорта является той очередной и актуальнейшей задачей, без разрешения которой мы не можем двигаться вперед.
Наш железнодорожный транспорт превратился из отсталой отрасли народного хозяйства в передовую. В 1937 г. наш железнодорожный транспорт, как это мы знаем из доклада товарища Молотова на XVIII съезде партии, выполнил 90 % грузооборота в стране. Это слишком большая нагрузка.
Товарищ Молотов на XVIII съезде партии говорил:
«Общий громадный рост народного хозяйства Советского Союза и широкое включение в экономическую жизнь страны отдаленных районов предъявляют новые большие требования к транспорту...
...мы должны принять решительные меры к тому, чтобы разгрузить железнодорожный транспорт и улучшить использование водного и автомобильного транспорта».
Необходимо развить все виды транспорта и рационально распределить между ними грузопоток.
Вопрос об организации народных комиссариатов автомобильного транспорта в союзных республиках назрел. Назрела необходимость организованного государственного руководства автомобильным транспортом, как сказал тов. Булганин.
Значение организации наркоматов автомобильного транспорта поистине огромно. Оно определяется задачами, стоящими в третьей сталинской пятилетке в области развития народного хозяйства, увеличения товарооборота, улучшения благосостояния трудящихся.
В 1942 г. выпуск автомобилей увеличится на 200 % по сравнению с 1937 г. Автомобильный парк увеличится к концу третьей пятилетки до 1 700 тыс. машин.
Сложность управления быстро растущим автомобильным транспортом и задача улучшения работы автомобильного транспорта диктуют необходимость концентрации руководства.
У нас еще колоссальные неиспользованные возможности, у нас имеется много недостатков, недоделок. Нужно бороться с ними, бить по бесхозяйственности, как учит нас любимый вождь и учитель товарищ Сталин. (Аплодисменты.)
Всемерная забота об экономии, усиление борьбы с бесхозяйственностью, с имеющим место варварским отношением к машине,
[436]
выращивание кадров — все эти вопросы должны быть разрешены. Автомашина в нашем социалистическом хозяйстве — это помощник по выполнению производственных планов и обязательств перед государством.
Взять хотя бы сельское хозяйство. С помощью автомашин колхоз имеет возможность вывезти зерно на склады Заготзерно своевременно и тем самым выполнить хлебопоставки. Колхозу, имеющему автомашину, легче своевременно и с наименьшими потерями убрать хлеб с полей и свезти на склады.
У нас в Чувашии ряд колхозов имеет по 2—3 машины, и эти колхозы являются передовыми.
В 1930 г. в Чувашии было только 3 автомашины, в 1935 г.— 477, а теперь—2 200.
В проклятое царское время наши чувашские дороги были в таком запущенном состоянии, что трудно было перебираться даже на лошадях. Сейчас мы имеем автомобильную связь со всеми районами республики, имеем возможность своевременно перебрасывать грузы, в срок выполнять обязательства перед государством и оказывать своевременную помощь районам.
Что заставило чувашский народ улучшить старые и проложить новые дороги? Автомашина. Появление в республике автомашин произвело революцию в нашем дорожном хозяйстве. Автомашина внесла культуру. В колхозах в 1930 г. автомашин не было, а в 1938 г. колхозы располагали уже 612 автомашинами. Увеличился грузооборот.
Эти цифры маленькой республики надо сложить с цифрами других автономных республик, краев и областей, входящих в ту или иную союзную республику, и внушительность их даст понятие о необходимости организации в союзных республиках наркоматов автотранспорта, о необходимости улучшения и сосредоточения руководства этим видом транспорта.
Чтобы не ломать машины, необходима забота о дорогах. Исторический XVIII съезд партии поставил перед нами задачу построить и реконструировать 210 тыс. км дорог.
Нам нужно бережно относиться к автомашинам, улучшить использование автомобильного парка, доверять машины лишь квалифицированным шоферам.
Перед нами стоит также задача развития ремонтной базы, строительства ремонтных мастерских, улучшения качества их работы, обеспечения существующего автопарка запасными частями.
[437]
Необходимо поставить вопрос о передаче новым наркоматам авто« мобильного транспорта авторемонтных мастерских, находившихся в ведении Дортранса и впоследствии, по его ликвидации, переданных разным организациям.
Развитие автомобильного транспорта, улучшение его работы, увеличение парка автомашин, выпуск квалифицированных шоферов—все это вопросы обороны нашей социалистической родины. Если враг посмеет прикоснуться к нашей священной, советской земле, наш сегодняшний шофер будет громить врага, будет вести машины на поле боя. Наша автомашина на фронте поможет уничтожить врага.
Я поддерживаю предложение Совнаркома Союза, внесенное тов. Булганиным, об организации новых наркоматов автомобильного транспорта в союзных республиках.
Советский народ охвачен серьезным и неукротимым желанием итти вперед, а это является, как указывал товарищ Сталин, одним из условий, чтобы перегнать главные капиталистические страны и в экономическом отношении. Мы будем укреплять автомобильный транспорт и помогать новым наркоматам организовать автомобильное хозяйство. Организация народных комиссариатов автомобильного транспорта обеспечит выполнение задач, поставленных перед транспортом XVIII съездом партии и лично товарищем Сталиным. (Аплодисменты.)
[438]