Поиск по документам XX века

Loading

Речь депутата Бутенко Г. П. (29 мая 1939 г.)

Председательствующий. Слово имеет депутат Бутенко.

Бутенко Г. П. (Красноградский округ, Украинская ССР). Товарищи депутаты! Внесенный Совнаркомом СССР на разрешение Третьей Сессии Верховного Совета вопрос об организации Наркомата по строительству является вполне своевременным и правильным.

[415]

В своем докладе товарищ Микоян доказал необходимость организации такого наркомата. Я считаю, что такой наркомат нужен нашей стране, и вношу предложение принять проект СНК Союза.

Товарищи депутаты! В самом деле, какое грандиозное промышленное строительство проводится в нашей стране! Однако централизованного руководства этим величайшим, ответственным участком народного хозяйства нет. Только во второй пятилетке в строительство промышленных предприятий вложено 58,6 млрд. руб. В третьей пятилетке эти вложения составят 111,9 млрд. руб. Такие колоссальные вложения народных средств требуют упорядочить промышленное строительство, покончить с подчас кустарными, непроизводительными затратами, а иногда и замораживанием средств, с бесхозяйственностью на стройках.

XVIII съезд Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков) наметил основные пути дальнейшего развития этой отрасли. XVIII съезд ВКП(б) определил рост производительности труда на строительстве в третьей пятилетке на 75 % и снижение себестоимости строительных работ —на 12 %.

Чтобы выполнить эту задачу, необходимо прежде всего организационно перестроить, упорядочить и укрепить строительные организации.

Наличие огромного количества строительных организаций, не связанных между собой, отсутствие централизованного руководства являются главнейшей причиной того, что эти организации работают кустарно. Они не могут правильно использовать людские резервы строительных рабочих и особенно квалифицированный инженерно-технический персонал, не могут правильно использовать механизмы.

Товарищ Микоян приводил примеры о наличии множества трестов и строительных контор по Свердловску. У нас на Украине существует такое же положение.

Я хочу, товарищи депутаты, продемонстрировать положение, какое имеет место в строительных организациях только по Харькову. Сейчас в Харькове промышленное строительство ведут 8 трестов и контор союзного и республиканского подчинения: Южмашстрой Наркомата среднего машиностроения, Легмашстрой Наркомата общего машиностроения, Южэнергострой Наркомата электростанций и электропромышленности, Донбасстяжстрой Наркомата химической промышленности, 19-й строительный трест Наркомата судостроения, Южстрой Наркомата черной металлургии

[416]

и Укрстройдегпром Наркомата легкой промышленности. Наркоматы зачастую не загружают строительством свои тресты. Однако эти тресты не принимают заказов других наркоматов и подчас бездействуют.

В связи с разукрупнением промышленных наркоматов началось дробление трестов на отдельные тресты и конторы, — то, о чем говорил товарищ Микоян в своем докладе.

На примере одной из строительных контор я хочу рассказать, к чему ведет это разукрупнение и раздробление. Строительство Харьковского тракторного завода производил трест Индустрой. После разукрупнения Наркомтяжпрома трест разукрупнился на 3 конторы. Одна из контор 8-го Строительного управления продолжала обслуживать стройку ХТЗ. Одновременно это управление взялось обслуживать завод «Серп и молот», завод им. Шевченко, ХЭМЗ и др. Производственная же база контор не увеличилась. Однако наличные механизмы и наличные кадры раздробились по всем стройкам.

После разукрупнения Наркоммаша эта же контора снова разделилась еще на 3 конторы. Производственная база ее никак не увеличилась, а количество контор умножилось. Ясно, что это ухудшило положение строительной конторы и особенно строек.

Например, чугунолитейный цех станкозавода имени Молотова должен был быть закончен к 1 марта 1939 г. Стройку ведет Южмашстрой. Сроки строительства сорваны; оно будет закончено только осенью этого года, потому что Южмашстрой при разукрупнении, рассредоточил свои механизмы и в силу этого не стал способным выполнять обязательство по строительству чугунолитейного цеха.

Трест Донбасстяжстрой на строительстве завода «Свет шахтера» выполнил годовую программу только на 9 %, Южмашстрой на строительстве завода имени Ленина выполнил годовую программу в таком же размере.

На строительстве плиточного комбината план сорван потому, что Донбасстяжстрою не хватало 15 плотников. В то же время в Южмашстрое, й том же Харькове, имелись излишки плотников—200 человек.

На строительстве кожевенного завода программа не выполнена из-за отсутствия сантехматериалов. В то же время Южмашстрой имеет излишки этих материалов на 800 тыс. руб.

Есть также много фактов неправильного размещения между трестами предприятий строительных деталей. Например, Южмашстрой

[417]

в своем распоряжении имеет металлозавод, деревообделочные мастерские и строит новый комбинат. Эти предприятия обслуживают только Южмашстрой, и они не загружены.

Другие же тресты и конторы не имеют предприятий, испытывают недостатки в этих деталях и изготовляют их кустарным способом.

Назрела необходимость упорядочить промышленное строительство. Дальнейшее развитие этой отрасли, особенно скоростного строительства, упирается в организационные неурядицы.

Наркомат по строительству необходимо создать, а в республиках, краях и областях, где это окажется необходимым, создать территориальные строительные тресты и конторы. Это даст возможность вскрыть дополнительные резервы, использовать их для выполнения задач промышленного строительства в третьей сталинской пятилетке.

Товарищ Микоян в своем докладе совершенно правильно обратил внимание на то, что мы не научились строить дешево. Это крайне необходимо, ибо при этом условии мы будем иметь больше фабрик и заводов.

В докладе товарища Микояна ясно изложены пути к осуществлению основной экономической задачи СССР — догнать и перегнать так же в экономическом отношении наиболее развитые капиталистические страны. Этого большевики, партийные и непартийные, безусловно добьются. (Аплодисменты.)

[418]

Дата: 
29 мая, 1939 г.