Поиск по документам XX века

Loading

Республиканские и местные бюджеты

Государственный бюджет СССР играет большую роль в проведении ленинско-сталинской национальной политики. Громадные затраты Советского государства на строительство передовой социалистической индустрии и сельского хозяйства в союзных республиках, на выполнение широчайших планов культурных преобразований в национальных районах служат сильнейшим орудием быстрого подъема многочисленных народов нашей страны как в экономическом, так и культурном отношениях.

Доходы и расходы бюджетов союзных республик из года в год увеличиваются. В то время как союзный бюджет в 1937 г. составлял 267,2 % бюджета 1932 г., республиканские бюджеты (за вычетом сумм, переданных в местные бюджеты) — 326,1 %, а местные — 398,З %. Эти цифры наглядно показывают более быстрый относительный рост республиканских и местных бюджетов по сравнению с союзным.

Объем республиканских и местных бюджетов союзных республик

[385]

на 1939 г. исчислен Правительством в 38 644 млн. руб., с увеличением против предварительных итогов 1938 г. на 4 275 млн. руб., или на 12,4о/о. По отдельным союзным республикам картина такова (в миллионах рублей):

 

По предварительным итогам 1938 г.

План 1939 г.

Прирост в % к 1933 г.

 

 

 

 

РСФСР

21290

23 944

12,5

Украинская ССР

5866

6531

11,3

Белорусская ССР

1 166

1 297

11,2

Азербайджанская ССР

883

992

12,3

Грузинская ССР

1 069

1 145

7,1

Армянская ССР

402

436

8,4

Туркменская ССР

405

496

22,4

Узбекская ССР

1258

1427

13,4

Таджикская ССР

432

481

11,3

Казахская ССР

1257

1510

20,1

Киргизская ССР

341

385

12,9

 

 

 

 

Итого

34 369

38 644

12,4

 

 

 

 

 

Из каких ресурсов складываются доходы республиканских и местных бюджетов?

Существенно важно для характеристики этих источников уменьшение отчислений от налога с оборота. С 18 976 млн. руб. по предварительным итогам 1938 г. они в 1939 г. сокращаются до 16122 млн. руб., т. е. на 2 854 млн. руб., или на 15 % - Удельный вес этих отчислений в общем объеме бюджетов союзных республик соответственно снижается с 54 % до 41,7 %. Объясняется это в основном тем обстоятельством, что значительно увеличиваются отчисления в республиканские и местные бюджеты от прибылей государственных займов и других источников. Кроме того, в доходы республиканских бюджетов включен новый для них источник—поступления от государственного социального страхования (1 826 млн. руб.) на выплату пенсий и пособий инвалидам труда согласно постановлению СНК СССР, ЦК ВКП(б) и ВЦСПС от 28 декабря 1938 г. 

[386]

Целевое назначение расходов по республиканским и местным бюджетам в 1939 г. видно из следующей таблицы:

 

Затраты 1933 г. по предварительным итогам

План 1939 г.

Прирост (+) или уменьшение (—)

 

в млн. руб.

в % к итогу

в млн. руб.

в % к итогу

в млн. руб.

в % к 1938 г

 

 

 

 

 

 

 

Народное хозяйство

7 032

20,5

8 006

20,7

+974

+13,9

Социально-культурные мероприятия

23 096  

67,2

26 404

68,3

+3 308

+14,3

Управление и суд

3 691

10,7

3 892

10,1

+201

+ 5,4

Прочие расходы

550

1,6

342

0,9

—208   

—37,9

 

 

 

 

 

 

 

Всего

34 369

100,0

38 644  

100,0

+4 275

+ 12,4

 

 

 

 

 

 

 

 

Таким образом, основное место в республиканских и местных бюджетах занимают расходы на социально-культурные мероприятия: они исчислены в 26 404 млн. руб., т. е. с превышением против прошлого года на 14,3 %.

Расходы на просвещение по республиканским и местным бюджетам возрастают с 14 496 млн. руб. по предварительным итогам 1938 г. до 16 222 млн. руб. — на 11,9 %.

На нужды просвещения обращается свыше половины всех расходов по республиканским и местным бюджетам.

Расходы на здравоохранение должны составить 7 841 млн. руб. против 6 622 млн. руб., что означает увеличение за год на 18,4 %. Как уже указывалось, прирост ассигнований на здравоохранение объясняется тем, что расширяется сеть лечебных учреждений и повышаются некоторые нормы расходов.

Столь внушительные размеры республиканских и местных бюджетов 1939 г. резко повышают ответственность центральных и местных органов власти в союзных республиках—от совнаркомов до сельсоветов включительно—за правильное и законное, экономное и целесообразное расходование средств. Подчеркивать это приходится с тем большей силой, что, как показала практика прошлого года, в отдельных республиках еще не ликвидированы местнические тенденции в расходовании бюджетных средств. Не к чести

[387]

некоторых товарищем придется сказать, что дело иной раз доходит до явных беззаконий.

Возьмем, например, Казахскую ССР. Исполнение бюджета в этой республике недавно проверяли работники Контрольно-ревизионного управления Наркомфина Союза ССР. Они обнаружили недопустимые вещи. Оказалось, что Совнарком Казахской ССР представил Союзному Правительству на 1938 г. завышенные сведения о фактическом состоянии сети бюджетных учреждений, о контингентах учащихся и, таким образом, получил на 16 млн. руб. излишних ассигнований. Кроме того, Совнарком Казахской ССР в августе прошлого года снова неправильно осветил состояние бюджета республики и добился получения из резервного фонда СНК СССР 35 млн. руб.

Нужны ли были все эти дополнительные средства на те или иные неотложные бюджетные нужды? Нет, факты показывают, что не нужны были. Наличие излишних средств в бюджете привело к тому, что в конце года Совнарком Казахской ССР, вопреки элементарным требованиям финансово-бюджетной дисциплины, раздавал деньги на такие нужды и таким организациям, финансирование которых вовсе не предусмотрено по бюджету. Тут и субсидии тресту столовых и ресторанов, и строительство дома отдыха, и крупные выдачи Союзпушнине и Казахскому потребительскому союзу, и даже перечисление Наркомзему 30 декабря 1938 г. денег на оплату командировок, которые намечались на май и июнь 1939 г.

Такие случаи неправильного расходования средств имели место и в областях Казахстана.

К сожалению, немало нарушений финансовой, штатной и сметной дисциплины можно привести и из практики других союзных республик. Со всеми такими нарушениями должно быть покончено навсегда! Это должны усвоить все руководители наших учреждений, организаций и предприятий, и в первую очередь работники контрольно-ревизионного аппарата Наркомфина СССР и внутриведомственного контроля, от которых партия, Правительство и народ требуют, чтобы они твердой рукой внедряли государственную финансовую дисциплину, своевременно вскрывали нарушения и принимали действенные меры к тем, кто нарушает директивы партии и Советской власти. А надо сказать, что работа контрольно-ревизионного аппарата Наркомфина Союза и внутриведомственного контроля поставлена еще слабо. Эта работа должна быть коренным образом усилена.

[388]