Поиск по документам XX века

Loading

Речь депутата Казакпаева А. (28 мая 1939 г.)

Председатель. Слово имеет депутат Казакпаев.

Казакпаев Абдисамет (Акмолинский округ, Казахская ССР), Товарищи депутаты! Период между Второй и Третьей Сессиями Верховного Совета СССР отмечен новыми победами и достижениями во всех областях нашего народного хозяйства.

Состоявшийся недавно XVIII съезд ВКП(б) наметил грандиозный план третьей сталинской пятилетки, план завоевания дальнейших исторических побед на пути к полному торжеству коммунизма. Наша страна вступила в новую полосу развития, в полосу завершения строительства бесклассового социалистического общества и постепенного перехода от социализма к коммунизму.

[241]

Глубокий марксистско-ленинский анализ международного положения, данный в докладе товарища Сталина на XVIII съезде нашей партии, с необычайной силой и ясностью показал всему миру язвы насквозь прогнившего капитализма и отчаянные, безнадежные попытки его найти выход из тупика неразрешимых противоречий—в фашизме, в новом переделе мира, в агрессии,, в подготовке войны против единственного в мире социалистического- государства рабочих и крестьян.

Решения XVIII съезда ВКП(б) вызвали в стране новую мощную волну производственного подъема и патриотизма. Указы Президиума Верховного Совета СССР о награждении работников ряда, отраслей промышленности, искусства, культуры, сельского хозяйства, Красной Армии и Военно-Морского Флота свидетельствуют о том, как быстро растет армия людей, показывающих образцы героического, самоотверженного труда, образцы коммунистической: сознательности.

Совсем недавно весь мир был свидетелем того, как бесстрашные сталинские соколы Коккинаки и Гордиенко проложили новую воздушную трассу через Атлантический океан. И горячие чувства всего советского народа были на их пути попутным ветром.

Под руководством партии Ленина—Сталина, с помощью русского рабочего класса Казахская Республика в результате правильного и неуклонного проведения ленинско-сталинской национальной политики одержала за годы Советской власти величайшие победы в деле социалистического строительства. Казахстан из бывшей колонии российского военного империализма, из отсталой окраины с неграмотным населением превратился в цветущую индустриально-аграрную страну и занимает почетное место в ряду передовых братских республик великого Советского Союза.

Невиданно быстрыми, подлинно большевистскими темпами развивается вместе со всем Советским Союзом хозяйство Казахской Республики.

За годы двух сталинских пятилеток бюджет Казахстана неизмеримо вырос. На 1939 г. объем бюджета определен в 1 510 млн. руб. По сравнению с 1928/29 г. он увеличивается почти в 22 раза! Таких темпов роста финансового хозяйства никогда не знала и. не знает ни одна капиталистическая страна.

В республике созданы крупные очаги социалистической промыш-

[242]

ленности. Место ссылки при царизме — Алтай превратился в жемчужину нашей родины. В Казахстане выросла мощная топливная база —  Караганда, третья угольная кочегарка СССР. Вступил в эксплоатацию крупнейший нефтеносный Эмбинский район, второй по за-пасам нефти в Советском Союзе. Построены и строятся такие гиганты, как Балхашский и Джезказганский медеплавильные комбинаты, Чимкентский и Риддерский свинцовые заводы, дающие три четверти всей добычи свинца в СССР.

Велики достижения Советского Казахстана и в области сельского хозяйства, науки, просвещения, культуры — национальной по форме, социалистической по содержанию. Достаточно сказать, что 59,3 % всего бюджета республики приходится на расходы по просвещению и здравоохранению. 643 млн. руб. расходуется по бюджету 1939 г. на просвещение; это в четыре раза больше того, что было израсходовано на эту же цель за всю первую пятилетку.

Все это является ярчайшим доказательством той горячей заботы о живом человеке, которую повседневно проявляют коммунистическая партия и Советское Правительство и лично вождь трудящихся — наш великий Сталин. (Аплодисменты.)

Товарищи! Народный Комиссар Финансов СССР тов. Зверев в докладе на Сессии говорил о нарушениях финансово-бюджетной дисциплины в Казахстане. Я должен заявить, что тов. Зверев совершенно необоснованно предъявил нам обвинения в нарушении финансово-бюджетной дисциплины. Он упрекал нас в том, что СНК Казахской ССР в 1938 г. представил Союзному Правительству завышенные сведения о фактическом состоянии сети бюджетных учреждений, о контингентах учащихся и таким образом получил 16 млн. руб. лишних ассигнований.

Дело обстоит совсем иначе. Как известно, сеть бюджетных учреждений и контингент учащихся на 1938 г. по линии просвещения и здравоохранения были запроектированы, исходя из данных первого полугодия 1937 г. При окончательном уточнении данных за 1938 г. оказалось, что в плане было несколько преувеличено количество коек, а расходы на детские оздоровительные мероприятия, наоборот, были запланированы в меньшей сумме, чем следовало. Излишки средств, запланированных на содержание коек, Совнарком Казахстана отнюдь не истратил на нужды, не связанные с здравоохранением, а направил точно так же на мероприятия по здравоохранению, на детские ясли, на лечение, детей, о которых

[243]

партия, Правительство и товарищ Сталин учат нас заботиться особенно крепко.

Выходит, что эти средства были использованы правительством Казахстана внутри раздела социально-культурных мероприятий, что является вполне законным. Законность этих действий казахского правительства небезызвестна и самому тов. Звереву.

Тов. Зверев обвинял, далее, правительство Казахстана в получении излишних 35 млн. руб. из резервного фонда СНК СССР. По этому поводу я должен сказать следующее. Ошибки, допущенные аппаратом НКФ СССР в финансовом планировании, привели к тому, что по Казахстану был завышен контингент налога с оборота, в частности по линии торговли хлебом. СНК Казахстана поставил перед Наркомфином вопрос об уменьшении контингента налога с оборота на 120 млн. руб. Мы представили на этот счет достаточно убедительные доказательства. Работники Наркомфина СССР подробно изучили наши материалы. После этого тов. Зверев вошел в СНК СССР с ходатайством, в котором писал: «Имея в виду, что план налога с оборота не будет выполнен по республике, Наркомфин СССР считает необходимым снизить контингент налога с оборота. В связи с этим уменьшаются также поступления в доходной части бюджета Казахской ССР по налогу с оборота на 60 млн. руб.».

В сентябре 1938 г. СНК Казахстана, по заключению НКФ СССР, подписанному самим тов. Зверевым, получил за счет резервного фонда СНК СССР 35 млн. руб. в качестве компенсации недопоступления в бюджет республики по налогу с оборота. Поэтому обвинение тов. Зверева в этой части совершенно неправильно.

Столь же неубедительны факты, приведенные в докладе тов. Зверева насчет того, что Совнаркому Казахстана эти 35 млн. руб. не нужны были, что мы якобы тратили средства на мероприятия, финансирование которых не предусмотрено по бюджету. На субсидии столовым и ресторанам, на строительство дома отдыха, на выдачу Союзпушнине и т. д. было отпущено 625 тыс. руб., и эти расходы мы считаем совершенно законными, ибо СНК союзной республики имеет право производить такие расходы в пределах разделов бюджета. Например, 180 тыс. руб. израсходовано по линии Союзпушнины на борьбу с волками и на ликвидацию задолженности охотникам за прошлые годы. Эти мероприятия относятся к сельскому, хозяйству, и эта сумма взята из средств по

[244]

финансированию сельского хозяйства. Каждому известно, какой колоссальный ущерб приносят нашему животноводству хищники-волки. Поэтому мы считаем, что Совнарком Казахстана правильно финансировал это мероприятие.

Из всего этого, конечно, еще не следует, что у нас, в финансовом хозяйстве Казахстана, нет недочетов. Недочеты есть, и мы в процессе практической работы всячески стараемся их устранять. В 1938 г. правительство Казахстана приняло ряд решений, направленных к укреплению финансово-бюджетной дисциплины, призванных обеспечить полное выполнение как доходной, так и расходной части бюджета нашей республики.

Только по линии облисполкомов и обкомов было вынесено 46 решений по вопросам, связанным с выполнением плана государственных доходов и товарооборота. Мы провели ряд совещаний с хозяйственниками. За грубое нарушение бюджетно-финансовой дисциплины снят с работы зам. наркома здравоохранения Куварзин и т. д.

Ссылки тов. Зверева на материалы ревизионной бригады Наркомфина Союза непонятны, так как окончательный текст акта ревизии Совнаркому Казахстана не был предъявлен. И тов. Звереву хорошо известно, что он сам запретил руководителям бригады доложить о результатах ревизии правительству Казахстана, что он дал им указание ограничиться только информацией.

Мы не можем обижаться на Наркомфин Союза за то, что он мало и не систематически ревизует финансовое хозяйство нашей республики. В 1938 г. к нам в Казахстан приезжало от Наркомфина Союза около 30 ревизоров, а в марте 1939 г. в республике перебывало 17 ревизоров. По этому поводу на страницах многотиражки Наркомфина Союза «Финкор» появился даже фельетон под заголовком «Все дороги ведут в Казахстан».

Совершенно правы тов. Николаева и тов. Вахрушев, подчеркнувшие недостатки работы Наркомфина Союза и его контрольно-ревизионного управления. Надо сказать, что ревизионная бригада Наркомфина Союза подошла к государственной ревизии односторонне и не совсем объективно освещала действительное положение с финансовой работой в Казахстане. Это не дало возможности добросовестно установить факты, чтобы на них воспитывать кадры на местах, чтобы положить конец нарушениям бюджетно-финансовой Дисциплины. Критические замечания о работе Наркомфина, высказанные на Сессии, нужно учесть тов. Звереву, чтобы поскорее

[245]

улучшить работу контрольно-ревизионного управления Наркомфина Союза.

Мы целиком и полностью поддерживаем призыв тов. Зверева к борьбе за образцовое исполнение государственного бюджета, за полный сбор доходов и бесперебойное финансирование расходов, ибо это, как он правильно указывает, — дело огромной политической важности.

Мы уверены, что Казахстан займет не последнее место в борьбе за дальнейшее улучшение финансового хозяйства нашей страны, ибо мы уже в 1939 г. имеем немалые успехи как по части поступления доходов, так и в смысле правильного, эффективного расходования бюджетных средств.

Бюджет Советской страны—это самый прочный бюджет в мире. Прочность его основана на неуклонном подъеме всего нашего народного хозяйства. Бюджет, который нам предстоит утвердить, является бюджетом, достойным страны социализма.

Мы должны мобилизовать все для четкого выполнения доходов бюджета, с тем чтобы бесперебойно, полностью осуществлять финансирование.

Нет такой силы в мире, которая могла бы остановить великое, непреодолимое движение народов Советского Союза вперед к коммунизму.

Казахский народ любит свою родину. Он беззаветно предан коммунистической партии и вождю народов товарищу Сталину. Как и все народы Советского Союза, казахский народ знает, что под руководством гениального стратега революции товарища Сталина победа всегда будет обеспечена.

Да здравствует великая коммунистическая партия большевиков и ее вождь, учитель и друг трудящихся всего мира товарищ Сталин! (Аплодисменты.)

[246]

Дата: 
28 мая, 1939 г.