Поиск по документам XX века

Loading

Речь депутата Шагимарданова Ф. В. (27 мая 1939 г.)

Председательствующий. Слово имеет депутат Шагимарданов.

Шагимарданов Ф. В. (Дуванский округ, Башкирская АССР).

Товарищи! Исторический XVIII съезд нашей большевистской партии подвел итоги грандиозных побед социализма и утвердил программу третьей сталинской пятилетки—пятилетки завершения Строительства социализма и постепенного перехода от социализма к коммунизму.

Наша страна достигла невиданных в истории успехов во всех отраслях народного хозяйства. Две сталинские пятилетки были победоносно выполнены полностью за счет внутренних ресурсов нашей страны, без кабальных кредитов и займов извне.

В этой грандиозной победе социалистического строительства колоссальную роль играли и играют государственный и местные бюджеты нашего социалистического государства. Рассматриваемый нами государственный бюджет на 1939 г., составляющий 154 956 806 тыс. руб., свидетельствует о незыблемой финансовой и хозяйственной мощи нашего Советского государства и о расцвете культуры нашего советского народа.

Внесенный Совнаркомом СССР бюджет составлен в полном соответствии с историческими решениями XVIII съезда нашей партии и указаниями товарища Сталина.

Поэтому я поддерживаю предложение предыдущих ораторов о том, чтобы отчет об исполнении бюджета за 1937 г. и внесенный на обсуждение Сессии бюджет Союза Советских Социалистических Республик на 1939 г. утвердить.

Предусматриваемые бюджетом 40 885 млн. руб. на нужды обороны нашей родины позволят нам так укрепить нашу боевую мощь, что любой агрессор и любая группировка агрессоров сломают себе шею, если попытаются напасть на нас.

Поэтому, товарищи, я поддерживаю также предложения предыдущих ораторов о том, чтобы эти ассигнования на оборону нашей страны утвердить.

[72]

Особенностью нашего бюджета является то, что он играет огромную роль в осуществлении ленинско-сталинской национальной политики, в дальнейшем поднятии хозяйственного и культурного уровня угнетенных ранее национальностей.

Башкирия была в прошлом нищей колонией царского самодержавия, население которой беспощадно эксплоатировалось помещиками, царскими чиновниками, русскими кулаками и башкирскими баями.

Из отсталой и нищей окраины Башкирия под руководством великой партии Ленина—Сталина превратилась в одну из цветущих республик нашего могущественного Советского Союза. 1939 год является знаменательным годом в истории башкирского народа. В этом году, 23 марта, исполнилось 20 лет существования Советской Башкирии. За эти 20 лет, несмотря на происки подлых врагов народа — троцкистско-бухаринских и буржуазно-националистических агентов фашистских разведок, — хозяйство и культура Башкирской республики, а также благосостояние ее народа из года в год неуклонно росли и развивались.

Вот некоторые цифры, показывающие стремительный рост хозяйства и культуры Башкирской республики: в 1922/23 г. бюджет Башкирской республики составлял 924 тыс. руб., а в 1939 г.— 361,6 млн. руб., что дает увеличение в 391 раз.

Повседневная забота партии, Правительства и лично товарища Сталина об улучшении материальных и культурно-бытовых условий трудящихся находит свое яркое выражение в бюджете. Только за вторую пятилетку по бюджету Башкирии, не считая средств государственного кредита, вложено в народное хозяйство и в культурное строительство республики 890 млн. руб. На финансирование народного просвещения в 1939 г. установлено по бюджету свыше 264 млн. руб., т. е. в 74 раза больше того, что расходовалось до революции, в 1914 г. На содержание школ будет израсходовано в 1939 г. 125 млн. руб.!

В 1911/12 г. в Башкирии было всего 1 368 школ; известно, что в бывшей Уфимской губернии, по данным 1913 г., лишь 20 % детей школьного возраста посещало школу, да и то это были главным образом дети баев, кулаков и духовенства. В 1939 г. в Башкирской АССР работает 4 690 школ. В них обучается 604 тыс. детей. С 1932 г. в республике введено всеобщее начальное обучение.

Широко развертывается культурно-просветительная работа

[73]

в Башкирии и в особенности на селе. Так, на территории республики имеется 1 265 изб-читален, 244 библиотеки, 63 дома социалистической культуры, 14 театров. Ни о чем подобном, конечно, не мог мечтать башкирский народ, не имевший в царское время даже своей письменности. Только у нас в Советском Союзе, в стране победившего социализма, возможен такой расцвет культуры угнетенных ранее национальностей.

На финансирование народного здравоохранения в 1939 г. предусмотрен 61 млн. руб. с лишним. Это в несколько десятков раз больше того, что расходовалось в дореволюционное время. Приведу несколько примеров. На территории Башкирии в 1913 г. было 68 амбулаторий, в настоящее время мы имеем 202 амбулатории. Больниц до революции было 49, а теперь—129. Больничных коек было 1012, а сейчас—6 604, в том числе родильных—341. Фельдшерских пунктов раньше было 48, сейчас их—389. Многодетным матерям с момента издания закона по настоящее время выдано государственных пособий по Башкирии на сумму 64,7 млн. руб.

Крупные суммы вложены из бюджета республики в промышленность, в сельское хозяйство и в коммунальное хозяйство Башкирии. Достаточно сказать, что за годы двух сталинских пятилеток в Башкирии построено 82 предприятия, среди них такие крупные, как Ишимбаевский и Туймазинский нефтепромыслы, Уфимский крекингзавод и др. В столице республики, в Уфе, пущен в эксплоатацию трамвай, будут закончены в текущем году новый водопровод и канализация.

Расцвет социалистического хозяйства республики, рост его накоплений, зажиточная жизнь трудящихся обусловливают увеличение закрепленных бюджетом доходов. Особенно показателен в этом отношении бюджет 1939 г. В нем закрепленные доходы Башкирской Республики увеличиваются по отношению к 1938 г. на 18,2 %. Это еще в большей степени повышает ответственность местных советов и органов Наркомфина за выполнение доходной части бюджета, так как бесперебойное финансирование мероприятий, предусмотренных по бюджету, в большой степени будет зависеть от поступления местных доходов. К сожалению, нужно сказать, что существующее сейчас положение о порядке составления бюджета не обеспечивает еще достаточной заинтересованности местных советов и исполкомов в получении закрепленных доходов.

[74]

Вместе с тем разрешите мне поставить несколько вопросов о работе органов Наркомфина. Эти вопросы вытекают из практики мест и из итогов выполнения бюджета 1937 г.

Бюджет Башкирской Республики в 1937 г. выполнен по доходам на 96,7 %. Следовательно, наш бюджет недополучил около 11 млн. руб. Спрашивается — почему это произошло? Произошло это прежде всего потому, что мы больше интересуемся расходной частью бюджета и мало делаем для увеличения его доходной части. Мы плохо работали в области мобилизации средств. План мобилизации средств в 1937 г. был выполнен только на 86 %. Около 7 млн. руб. мы недобрали налога с оборота, главным образом, по линии Заготзерна и пищевой промышленности.

Некоторые руководители предприятий пытаются прятаться за так называемыми объективными причинами. Но нам с вами известно, что этот недобор есть результат нашей плохой работы, результат отсутствия постоянного контроля за финансовой деятельностью предприятий как со стороны Наркомфина, так и со стороны банков долгосрочных вложений.

Контрольно-ревизионная работа некоторых финансовых органов поставлена, как правильно отмечали предыдущие ораторы, бюрократически. Эти финорганы констатируют нарушения только тогда, когда получают годовые отчеты. Такой контроль, конечно, не предотвращает убытков и бесхозяйственности.

Подобная гнилая практика в системе Наркомфина должна быть ликвидирована. Финансовые органы должны осуществлять ежедневный контроль, работать, как часы. Здесь верно говорили товарищи, что правильная постановка контрольно-ревизионной работы поможет нам хорошо знать жизнь предприятий. Надо вникать во все детали работы предприятий, чтобы помочь их руководителям предотвращать перерасходы и бесхозяйственность. Приведу один пример. В 1938 г. на центральной базе в Заготзерне не были проверены месячные отчеты с 1 января по 1 июня. Это позволило руководителям базы систематически накапливать недоимки по налогу с оборота и скрывать произведенное ранее неправильно, заниженное обложение. Кстати сказать, не полностью был обложен налогом с оборота целый ряд организаций в Уфе.

Если контрольно-ревизионная работа Народного Комиссариата Финансов поставлена плохо, то еще хуже обстоит дело с ревизионной работой банков долгосрочных вложений, которые

[75]

кредитуют, но не контролируют. С этой практикой банков нужно покончить. Если там не будет налажена контрольная работа, то пресечь бесхозяйственность на стройках будет трудно.

Надо со всей решительностью предупредить руководителей промышленных предприятий, торговых организаций о недопустимости невыполнения плана накоплений, о решительной борьбе с перерасходами.

Особое внимание должно быть обращено на составление сельских и поселковых бюджетов. Надо сказать, что составлением и исполнением сельских и поселковых бюджетов как у нас, так и в центральных финансовых органах руководят плохо.

В 1937 г. в Башкирии сельские бюджеты выполнены по доходам на 89,4 %, по расходам—на 82,9 %.

Поселковые бюджеты выполнены по доходам на 89,8 %, а по расходам—на 76,2 %.

Это значит, что социально-культурные учреждения, состоящие на этих бюджетах, недополучили в 1937 г. 6 млн. руб.

Значительно должен быть усилен контроль за исполнением поселковых и сельских бюджетов. Надо потребовать, чтобы местные советы и финансовые органы усилили внимание к вопросам сельского бюджета. Необходимо как можно скорее навести большевистский порядок на этом важнейшем участке.

Я поддерживаю также предложение тов. Вахрушева и депутата Двинского о строительстве в районных центрах. Нас никак не может удовлетворить установившаяся годами практика огульного планирования ежегодного отпуска каждому району 20 тыс. руб. на благоустройство районных центров. Из-за того, что эти 20 тыс. руб. даются вообще, без указания объектов строительства, мы часто не видим плодов этих вложений. Районные центры чаете используют эти средства не по прямому назначению. Я предлагаю коренным образом изменить существующую практику благоустройства районных центров и организовать настоящее планирование районного строительства.

Я предлагаю повысить ежегодные ассигнования на благоустройство районных центров, доведя эту сумму для новых районов минимум до 100 тыс. руб., для остальных—до 50—60 тыс. руб. Необходимо обязательно указывать конкретные объекты строительства. Исходя из этого я предлагаю соответственно увеличить расходную часть бюджета на 1939 г., предусмотрев ассигнования на строительство в районных центрах.

[76]

Не менее важный вопрос о темпах школьного строительства. За две сталинские пятилетки в стране проведено огромное школьное строительство. Рост культуры и задачи, поставленные XVIII съездом партии, выдвигают перед нами необходимость дальнейшего усиления темпов школьного строительства. Этого требуют интересы обеспечения всеобщего семилетнего образования на селе и десятилетнего образования в городе к концу третьей пятилетки.

Мы имеем ежегодно разрыв между количеством школьных мест и количеством ребят, подлежащих обучению. Это приводит к трехсменности занятий в школах. Я уж не говорю о том, что такая перегруженность школ и классов отрицательно отражается на качестве учебы. Этот вопрос приобретает большое значение и потому, что у некоторых работников и Госплана СССР и Госплана РСФСР в процессе проработки наших наметок в области школьного строительства на третью пятилетку выявились явно неправильные установки. Эти работники, исходя из так называемой естественной убыли по первым четырем классам в 3 % и по остальным классам в 2 % , сокращают соответственно контингент учащихся. В Башкирии, например, это сокращение составляет 19— 20 тыс. учащихся.

Мы не спорим, что будет некоторый отсев, но, конечно, не такой высокий, какой устанавливают плановые работники.

Я привожу это для того, чтобы показать, как иногда искусственно занижаются темпы школьного строительства, как иногда неправильно подходят к планированию.

Вношу предложение: существенно изменить в сторону увеличения статьи расходов бюджета на школьное строительство и содержание школ. Поддерживаю также предложение предыдущего оратора об оборудовании школ. Необходимо разрешить вопрос о порядке финансирования сельского школьного строительства. Ввиду того что школы должны быть построены до начала учебного года, а средства от самообложения (речь идет о сельских школах) поступают главным образом в III—IV кварталах, ежегодно встает вопрос — как быть. Обычно этот вопрос разрешается очень поздно путем выдачи краткосрочных ссуд под гарантию местных бюджетов.

Надо такого рода ссуды предусмотреть в нашем годовом плане, чтобы не задерживать своевременного финансирования школьного строительства.

Мне хочется остановиться еще на одном вопросе—на вопросе о преподавании русского языка в нерусских школах. С отпуском

[77]

средств на это важное дело до сих пор неблагополучно. У нас не хватает кадров учителей русского языка в нерусских школах, а имеющиеся кадры слабо подготовлены.

Наркомпрос проектирует краткосрочные месячные и двухмесячные курсы, на которых педагоги, окончившие семилетку на башкирском языке, будут готовиться в преподаватели русского языка. Но ясно, что такого срока недостаточно. Я считаю, что срок обучения для преподавателей русского языка в нерусских школах должен быть продлен до шести месяцев, а то и до года. Только при этом условии можно будет получить хорошо подготовленных преподавателей. А для этого требуется отпуск необходимых средств.

Теперь о хозяйственном строительстве МТС.

Нужно сказать, что в ряде мест варварски относятся к машинам, комбайнам и тракторам.

По данным годовых отчетов на 1 января 1939 г. о состоянии хранения комбайнов, тракторов и других машин МТС видно, что не закончено строительство 1 752 сараев и навесов. В 1939 же году предусматривается достройка только 1 200 сараев. Таким образом, остается незаконченным строительство 552 объектов. По данным на 1 января 1939 г., для хранения тракторов и основных сельскохозяйственных машин недостает 14 600 тыс. кв. и площади, или около 24 тыс. сараев и навесов. Хранение тракторов и сельскохозяйственных машин на 1 января этого года обеспечено только на 26 %.

Комбайны, тракторы, стоящие огромных денег, в течение всей зимы находятся под открытым небом, в снегу, подвергаются порче. Необходимо обязательно предусмотреть в бюджете известную сумму на постройку сараев и навесов. Для этого надо ассигновать в этом году минимум 25 млн. руб.

Хочу остановиться еще на одном вопросе—на вопросе о кадрах землеустроителей. XVIII съезд партии принял решение о проведении сплошного землеустройства в колхозах.

Не приходится говорить об огромной роли кадров землеустроителей в выполнении этого решения. Между тем заработная плата этих кадров еще не поднята по сравнению с другими категориями работников. Необходимо подтянуть заработную плату землеустроителей, с тем чтобы прекратить текучесть этих кадров.

Несколько слов о законодательстве. Законодательство в области финансов во многом уже сильно устарело. Положение о местных финансах было утверждено еще в 1926 г.

[78]

За период с 1926 г. в политической и хозяйственной жизни нашей страны произошли колоссальные изменения. Неузнаваемой стала наша социалистическая родина. Отдельные положения о местных финансах сейчас нас совершенно не удовлетворяют.

Своевременное и успешное разрешение задач, поставленных третьей сталинской пятилеткой, выполнение огромной программы капитального строительства требуют коренного улучшения работы наших предприятий, мобилизации внутренних ресурсов нашего социалистического народного хозяйства, еще большего повышения рентабельности наших предприятий и беспощадной борьбы с бесхозяйственностью, растратами, хищениями социалистического добра.

В свете задач текущего года на финансовый аппарат, на армию финансовых работников и активистов возлагается громадная ответственность. Они должны при помощи местных партийных и советских организаций обеспечить полное и своевременное поступление предусмотренных по бюджету доходов, выявление новых доходных источников. Возможности в нашем хозяйстве неисчерпаемы.

Наряду с этим должно быть произведено своевременное и полное финансирование всех предусмотренных по бюджету мероприятий, должен быть осуществлен жесткий контроль за эффективным использованием отпускаемых средств и развернута решительная борьба с растранжириванием государственных денег.

Товарищи депутаты! Бюджет в руках Советского государства является сильнейшим орудием успешного социалистического строительства и укрепления обороноспособности нашей великой родины. Голосуя за утверждение государственного бюджета на 1939 г., мы, без сомнения, выразим волю наших избирателей, волю всего советского народа.

Единогласное утверждение государственного бюджета будет полным одобрением международной и внутренней политики нашей партии и нашего Советского Правительства.

Башкирский народ, как и все народы Советского Союза, готов по первому зову нашей партии и Советского Правительства, по первому зову великого Сталина грудью встать на защиту нашей родины.

Товарищи депутаты! Разрешите заверить, что трудящиеся Башкирской АССР, как и трудящиеся всего Советского Союза, под руководством Сталинского ЦК ВКП(б), под руководством Советского Правительства и родного Сталина добьются еще больших успехов в деле быстрейшего завершения строительства социализма

[79]

и постепенного перехода от социализма к коммунизму. (А п л о д п с м е н т ы.)

[80]

Страна и регион:

Дата: 
27 мая, 1939 г.