Лысенко Т. Д. (Председательствующий). Заседание Совета Союза объявляю открытым. В порядке дня — продолжение прений по докладу о бюджете СССР на 1939 г.
Слово предоставляется депутату Курбанову.
Курбанов М. (Кулябский округ, Таджикская ССР). Товарищи депутаты Верховного Совета! Мы заслушали обширный доклад о финансовой программе нашего социалистического государства на 1939 г. Многочисленные факты и цифры, приведенные в докладе Народного Комиссара Финансов СССР тов. Зверева, показывают народам нашей великой родины, показывают всему миру величие и несокрушимое могущество Советского государства и дальнейший расцвет полнокровной, счастливой жизни трудящихся нашей страны.
Финансовая программа 1939 г. полностью отвечает задачам, поставленным перед страной третьим пятилетним планом, задачам, которые поставил в своем историческом докладе на XVIII съезде нашей партии великий учитель и вождь трудящихся всего мира — товарищ Сталин. (Бурные а п л о д и с м е н т ы.)
[55]
Проект государственного бюджета полностью отражает проводимую партией и Правительством ленинско-сталинскую национальную политику. Это особенно наглядно можно видеть на бюджете Таджикской Советской Социалистической Республики: за годы сталинских пятилеток он вырос больше чем в 20 раз. Наш бюджет обеспечивает огромное развитие хозяйственной и культурной жизни трудящихся масс советского социалистического Таджикистана.
Мне кажется, что я выражу мнение всех депутатов, если предложу одобрить представленный Правительством проект бюджета, — эту сталинскую финансовую программу на 1939 г.
С особенным удовлетворением депутаты Верховного Совета и весь советский народ одобрят 40-миллиардные ассигнования в 1939 г. на мероприятия по обороне нашей родины, наших священных, неприкосновенных границ. (Бурные аплодисменты.)
Пусть знают и чувствуют потерявшие голову, зарвавшиеся фашистские заправилы и их союзники, что советский народ не жалеет средств на укрепление своих границ, не жалеет средств на новое вооружение, на новые мероприятия по оснащению Рабоче-Крестьянской Красной Армии и Военно-Морского Флота, чтобы как следует встретить врага, откуда бы он ни появился. Наша Красная Армия окружена огромной заботой и любовью трудящихся всех национальностей великого Советского Союза. Поэтому она непобедима. Она непобедима потому, что о ней постоянно заботится, ее воспитывает и руководит ею великая партия Ленина-Сталина, наш мудрый вождь и учитель—Иосиф Виссарионович Сталин. (Бурные аплодисменты.)
Товарищи депутаты! Одобряя представленный Правительством проект государственного бюджета, мы должны высказать свои замечания, которые касаются как самого бюджета, так и работы аппарата Народного Комиссариата Финансов и других наркоматов по выполнению обязательств перед бюджетом.
Первое замечание необходимо сделать о финансировании местной промышленности. Вы знаете решения XVIII съезда нашей партии о всемерном развитии местной промышленности. В качестве одного из мероприятий по выполнению этой задачи Правительство в марте текущего года вынесло решение о строительстве в союзных республиках черепичных заводов для обеспечения огнестойкой кровлей культурно-бытового и жилищного строительства в сельских местностях. В постановлении Правительства источником покрытия этих
[56]
расходов в сумме 52 млн. руб. указаны средства Госстраха. Однако Госстрах и Наркомфин не выполнили этого решения. Оказывается, у Госстраха все средства направлены на другие мероприятия. Наркомфин же не побеспокоился предусмотреть расходы в представленном проекте бюджета, хотя он имел все возможности это сделать.
Получается, что важные решения Правительства остаются невыполненными.
Ввиду того, что целесообразность строительства черепичных заводов не вызывает никакого сомнения и что этот вопрос не терпит никакого отлагательства, я бы предложил включить в расходную часть бюджета 52 млн. руб. на строительство черепичных заводов в союзных республиках.
Второе замечание касается работы Наркомзага по выполнению им своих обязательств перед бюджетом. Депутаты Верховного Совета знают о той огромной доле доходов в виде налога с оборота и отчислений от прибылей, которые предусматриваются в проекте бюджета по линии Наркомзага. Однако необходимо со всей резкостью подчеркнуть, что организация работы этого наркомата вселяет чувство опасения за выполнение им своих обязательств перед бюджетом.
В процессе работы Бюджетной Комиссии, членом которой я состою, мы столкнулись с рядом нетерпимых явлений в работе Наркомзага. Совершенно неудовлетворительно Наркомзаг осуществлял в 1938 г. капитальное строительство. План строительства был выполнен всего лишь на 70,5 %. Наркомзаг в 1938 г. допустил крупнейшие перерасходы по издержкам обращения. Эти перерасходы достигли колоссальной суммы—342 млн. руб. Фонд заработной платы за 1938 г. был перерасходован на 227 млн. руб.
В результате подобной деятельности этого наркомата и его предприятий план накоплений за 1938 г. выполнен всего лишь на 50 %. В текущем году Наркомзаг в своей работе пока продолжает практику 1938 г. План строительства за прошедшие 4 месяца выполнен лишь на 41,5 %. Такая практика ставит под угрозу срыва выполнение всего производственного плана Наркомзага, а следовательно и плана поступлений доходов в бюджет по этому наркомату.
Народный Комиссар Финансов тов. Зверев в своем докладе не уделил внимания деятельности Наркомзага, от которого не в малой степени зависит успешное выполнение доходной части бюджета.
[57]
Я считаю, что Верховный Совет должен предложить Правительству ближе присмотреться к работе и к руководству Наркомзага и принять необходимые меры к улучшению и укреплению этого руководства, обеспечению бесперебойного выполнения Наркомзагом лежащих на нем обязанностей перед государственным бюджетом.
Несколько замечаний, связанных с работой Народного Комиссариата Финансов.
В своем докладе Народный Комиссар Финансов тов. Зверев критиковал работу руководимого им наркомата. Это правильно. В работе Народного Комиссариата Финансов имеются весьма серьезные недостатки. Взять хотя бы вопрос об административно- управленческих расходах. В этой области в управлениях и отделах Наркомфина наблюдается большой разнобой. Нет единого подхода к определению уровня этих расходов по различным наркоматам и ведомствам как Союза, так и союзных республик. Особенно велика неразбериха в оплате труда служащих. В самом деле, в одних управлениях Народного Комиссариата Финансов заработная плата исчисляется на основе давно устаревшего государственного нормирования, в другом случае при этом исчислении принимается в расчет фактически сложившаяся ранее заработная плата, а в третьем случае все зависит от того, насколько энергично какая-нибудь организация защищает свои адмиинстративно- управленческие расходы.
Многие из присутствующих здесь местных работников—депутатов Верховного Совета —подтвердят, видимо, как крепко дает себя чувствовать такой разнобой.
Наркомфин должен войти в Правительство с предложением об упорядочении всего дела с расходами на управленческий аппарат. Особенно необходимо ускорить упорядочение всех вопросов, связанных с госнормированием заработной платы служащих государственного аппарата.
Эта работа в равной мере касается и ВЦСПС, где имеется специальный отдел заработной платы, который также должен проявить свою активность в скорейшем разрешении вопроса о госнормировании...
Несколько слов хочу сказать и о контрольной работе органов Наркомфина. В прошлом году с трибуны Второй Сессии Верховного Совета СССР была подвергнута критике деятельность контрольно-ревизионного аппарата Наркомфина. В своем докладе
[58]
тов. Зверев подчеркнул все еще недостаточную активность контрольно-ревизионных органов. Главный недостаток в работе контрольно-ревизионных органов Наркомфина—это неудовлетворительное качество проводимых ревизий. Ревизоры сплошь и рядом не знают достаточно глубоко хозяйства, которое они ревизуют. Очень часто ревизоры ограничиваются только тем, что вскрывают те или иные недостатки, но не помогают тут же исправить эти недостатки.
Необходимо отметить также совершенно недостаточную действенность проводимых ревизий. Последнее обстоятельство нередко объясняется тем, что материалы ревизий остаются без движения в папках самого Наркомфина и его контрольных органов.
Я присоединяюсь к мнению заместителя председателя Совнаркома РСФСР тов. Вахрушева о децентрализации финансового контроля. Это, несомненно, обеспечит большую действенность, укрепит аппарат финансового контроля, создаст все условия для его нормальной работы.
Нет необходимости в том, чтобы контрольно-ревизионный аппарат союзной республики был организационно оторван от Наркомфина союзной республики, а следовательно, и от Совнаркома.
Что получается на практике? В одних республиках Наркомфин и контрольный аппарат оторваны друг от друга, в других случаях и противопоставляются друг другу. Спрашивается, какой толк от такой организации контрольной работы в союзных республиках? Народному Комиссару Финансов тов. Звереву следовало бы продумать этот вопрос и внести свое предложение о некоторой децентрализации контрольно-ревизионного аппарата до уровня союзных республик, но не ниже.
Следующее замечание хочу сделать по вопросу учета и отчетности. Состояние учета и отчетности в любой области хозяйственной деятельности — это зеркало хорошей или плохой работы. Там, где учет запущен или доверен малоквалифицированным работникам, там самая благоприятная обстановка для бесхозяйственности и разбазаривания государственных средств.
В этом деле, товарищи депутаты, не все обстоит благополучно, и на это должно быть обращено особое внимание. У нас нет хорошо разработанной системы организации учета. Так, например, в том же Наркомзаге, как это выяснилось в процессе работы Бюджетной Комиссии, существует отчетность, которая имеет 6 500 показателей, а в промышленности этих показателей в отчетности имеется
[59]
до 1600. Спрашивается: кто может внимательно и вовремя проанализировать такую сложную отчетность?
Очень плохо поставлен учет в наших колхозах, МТС и в особенности в системе потребительской кооперации и торговли. До сих пор Наркомфин и Госплан этим вопросом как следует не занялись. Мне кажется, что Наркомфину и Госплану следовало бы войти в Правительство с конкретными предложениями по улучшению, упорядочению, а там, где нужно, и упрощению учета и отчетности.
Необходимо также, товарищи депутаты, поднять значение работников учета. Надо подчеркнуть, что работники учета—бухгалтеры, счетоводы, экономисты—являются важнейшими звеньями в системе нашего государственного, хозяйственного управления. Страна и наш народ знают много имен достойных стахановцев-шахтеров, сталеваров, машинистов, летчиков, передовиков-колхозников, трактористов, инженеров и техников, культурно-просветительных работников, работников искусства. У нас наверняка имеются великолепные работники и среди бухгалтеров, колхозных счетоводов, экономистов. Наркомфин и другие органы почему-то не выдвигают этих людей, не популяризируют их опыт. Это неправильно.
Надо также упорядочить дело подготовки и переподготовки счетных работников. Нам надо готовить многие тысячи и тысячи счетных работников из честных и преданных Советской власти людей. Надо создать необходимые условия для того, чтобы люди охотно шли за получением квалификации счетных работников.
Безотлагательное упорядочение всего дела учета и отчетности, поднятие этого вопроса на уровень задач сегодняшнего дня, несомненно, укрепит наше хозяйство и сохранит громадные богатства и ценности, необходимые для успешного строительства коммунизма в нашей стране. Наркомфину и Госплану необходимо немедленно сделать из этого соответствующие выводы.
Последнее замечание, товарищи депутаты, я хочу сделать о финансовых назначениях по бюджету Таджикской Республики. Этот бюджет значительно возрастает против прошлогоднего бюджета и проектируется на 1939 г. в размере около полумиллиарда рублен. Все же целый ряд потребностей нашей республики в достаточной мере не обеспечивается финансированием по этому бюджету.
Очень острый вопрос для нас — дороги. Безрельсовый транспорт в горных условиях Таджикистана играет решающую роль в народном хозяйстве, в средствах связи и в грузообороте.
[60]
К тем ассигнованиям, которые намечены на это дело, требуются дополнительные ассигнования по внелимитным затратам на ремонт и приведение в лучшее состояние наших дорог, в особенности тех дорог и подъездных путей, которые связывают столицу Таджикистана с основными хлопковыми и пограничными районами республики. Кроме того, требуются дополнительные затраты к тому, что предусмотрено по бюджету на благоустройство не так давно организованных в республике 20 новых районов и 15 новых рабочих поселков.
Выделенные на основе расчетов Наркомфина ассигнования—по 25 тыс. руб. на благоустройство районного центра — не дают возможности навести в этих центрах хотя бы элементарный порядок: замостить улицы, озеленить, благоустроить арыки, вырыть там, где нужно, артезианские колодцы, усилить уличное освещение и т. д.
Особенно настоятельно я бы просил Верховный Совет увеличить ассигнования на улучшение благоустройства бурно растущей столицы Таджикистана — Сталинабада, этого совсем еще молодого, нового социалистического города, а также на улучшение благоустройства вновь созданных окружных центров республики — Ленинабада, Куляба и Гарма.
И еще одна просьба, связанная со строительством в Сталинабаде государственного оперного и драматического театра. Этот театр строится недостаточно интенсивно. Необходимо для развития культуры и искусства республики, чтобы постройка театра была закончена в установленные сроки. Мы приложим к этому все силы. Необходимо только увеличить ассигнования на это дело в текущем году.
На все перечисленные мною потребности я бы просил увеличить ассигнования по бюджету Таджикской Республики в скромной, небольшой сумме: всего лишь на 10 млн. руб.
Товарищи депутаты! Представленный Правительством государственный бюджет на 1939 г. является боевой программой хозяйственной и финансовой работы во втором году третьей сталинской пятилетки. Весь народ должен быть мобилизован на большевистское выполнение этой программы.
Нет никакого сомнения в том, что государственный бюджет будет безусловно выполнен. А выполнение этого бюджета будет содействовать ускорению нашего победоносного движения под водительством великого Сталина к полному торжеству коммунизма! (Аплодисменты.)
[61]