Поиск по документам XX века

Loading

Речь депутата Двинского Б. А. (26 мая 1939 г.)

Председатель. Слово предоставляется депутату Двинскому. Приготовиться депутату Курбанову.

Двинский Б. А. (Таганрогский округ, Ростовская область РСФСР). Товарищи депутаты! Мы заслушали доклад о государственном бюджете СССР на 1939 г. и содоклад Бюджетной Комиссии Совета Союза. Бюджет — зеркало хозяйства. Сравнение бюджетов 1937 и 1939 гг. показывает, какими быстрыми темпами идет

[49]

хозяйственное развитие нашего государства, какие неограниченные возможности имеет плановая социалистическая система хозяйства.

«Иногда спрашивают, — говорил товарищ Сталин в 1931 г. на первой Всесоюзной конференции работников социалистической промышленности,—нельзя ли несколько замедлить темпы, придержать движение. Нет, нельзя, товарищи! Нельзя снижать темпы! Наоборот, по мере сил и возможностей их надо увеличивать. Этого требуют от нас наши обязательства перед рабочими и крестьянами СССР. Этого требуют от нас наши обязательства перед рабочим классом всего мира».

В соответствии с ростом народного хозяйства всей страны, с ростом общегосударственного бюджета растут и местные бюджеты, финансирующие, прежде всего, социально-культурные мероприятия.

Я хочу привести некоторые данные по Ростовской области, показывающие, что дает народу финансовая политика Советского Правительства.

Местный бюджет Ростовской области возрастает в 1939 г.— во втором году третьей сталинской пятилетки—по сравнению с 1938 г. на 14 %, достигая суммы 498 млн. руб. Вот как распределяется эта очень большая для нашей области сумма: на просвещение отпущено 204 млн. руб., т. е. 40 % всех расходов; на здравоохранение— 121 млн. руб., т. е. 24 % всех расходов. Следовательно, основная часть бюджетных средств направляется на финансирование социально-культурных мероприятий, в которых заинтересованы самые широкие слои трудящихся.

Если в 1933 г. во всем бывшем Северо-Кавказском крае, с который тогда входили Ростовская область и нынешние Краснодарский и Орджоникидзевский края, обучалось в 8—10-х классах средней школы 6 465 детей, то теперь в этих классах в пределах только одной Ростовской области обучается 40 529 детей, т. е. в шесть с лишним раз больше, чем обучалось в громадном Северо-Кавказском крае пять лет тому назад.

Если в 1933 г. во всем бывшем Северо-Кавказском крае насчитывалось 130 библиотек, то теперь только в одной Ростовской области имеется 219 библиотек. Ясельных коек в границах того же Северо-Кавказского края в 1933 г. было 3189, а теперь только в одной Ростовской области функционируют 12 160 ясельных коек. 

[50]

Мы вплотную подошли к разрешению задачи, которая была поставлена в докладе товарища Молотова на XVIII съезде ВКП(б): «...осуществить всеобщее среднее обучение в городе и завершить всеобщее семилетнее обучение в деревне и во всех национальных республиках».

Большой рост мы имеем также в области бытового обслуживания трудящихся. Государственный жилищный фонд области вырос с 1933 г. больше чем в два раза. Полезный отпуск воды в городах области возрос за это время с 14 млн. кубометров до 24 млн. кубометров. Сеть канализации выросла на 27 %.

Длина трамвайных путей в Ростове, Таганроге, Шахтах (скоро будет трамвай и в Новочеркасске) увеличилась на 36о/о, количество пассажирских перевозок—на 47 %.

Быстро растут бюджеты наших городов. Так, бюджет Ростова вырос за 5 лет больше чем в четыре раза, а бюджет Таганрога почти в шесть раз. Быстро растут и бюджеты сельских районов области.

Возьму для примера два казачьих района—Вешенский и Верхнедонской. Оба они после 1933 г. были разделены каждый на два района. Почти вдвое уменьшились их территории, но тем не менее бюджеты этих районов возросли за пятилетие больше чем в два раза.

Эти факты — а их можно умножить—блестяще подтверждают замечание товарища Сталина на XVIII съезде партии о том, что «Продолжающийся подъем промышленности и сельского хозяйства не мог не привести и действительно привел к новому росту материального и культурного положения народа».

Я считаю, товарищи депутаты, что представленный на рассмотрение Сессии государственный бюджет СССР на 1939 г. надо утвердить и отчет об исполнении государственного бюджета СССР за 1937 г. надо одобрить.

Все ли мы, однако, делаем для того, чтобы еще более улучшить нашу бюджетную работу? К сожалению, нет.

Расходы по бюджету находятся в прямой зависимости от доходов. Собственные доходы области выросли по сравнению с 1938 г. на 66,4 млн. руб. Это отражает рост благосостояния населения, рост колхозов, рост местного хозяйства. Но это увеличение доходной части бюджета могло бы быть значительно больше, если бы мы более умело использовывали имеющиеся у нас резервы, если бы мы лучше хозяйствовали. 

[51]

Ведь только по областной промышленности перерасходы фонда заработной платы составляли в прошлом году свыше 2,5 млн. руб. Можно ли этого избежать и тем самым увеличить доход? Можно.

Так называемые «внеплановые потери» промышленности области составили за прошлый год свыше 4,5 млн. руб., из них потери по браку в местной промышленности—около 2 млн. руб. Можно ли этого избежать и тем самым увеличить доход? Можно.

Наши «торги», плохо охранявшие народное добро, допустили утечку около 5 млн. руб. Можно ли избежать этого и тем самым увеличить доход? Можно.

Все эти резервы денежных поступлений и многие другие, здесь не перечисленные, несомненно, могли значительно повысить доходную часть бюджета, если бы мы с большевистской настойчивостью проводили режим экономии, боролись с бесхозяйственностью, с потерями в промышленности и торговле, внедряли рентабельность, увеличивали накопления местной промышленности. Это наша вина.

Но и со стороны Наркомфина имеется ряд упущений, на которые следует обратить внимание.

Прежде всего я хотел бы остановиться на вопросе о сельских бюджетах. Насколько мне известно, в отношении сельских бюджетов до сих пор действует закон от 1935 г. Сельский бюджет составляется оторванно от общего плана построения районных и городских бюджетов. А после рассмотрения в Правительстве контрольных цифр местных бюджетов начинается ломка сельских бюджетов, пересмотр их доходов и расходов.

Такой порядок составления и утверждения сельских бюджетов должен быть изменен. Надо предоставить сельсоветам право принимать свой сельский бюджет, что будет содействовать демократизации бюджета.

Надо установить твердо закрепленный перечень распределения расходов между сельским, районным и городским бюджетами, прекратив непредвиденные изменения в сельских бюджетах тех или иных расходов.

Надо пересмотреть также порядок регулирования сельских бюджетов в сторону возможно большей маневренности. В настоящее время сельским бюджетам передаются так называемые «регулирующие доходы» (отчисления от государственных налогов и сборов) и в то же время запрещается изымать у сельских бюджетов в фонд регулирования свыше 50 % передаваемых отчислений от госналогов и сборов. В отдельных крупных сельских советах

[52]

образовываются излишки денежных средств, которые не могут быть изъяты в вышестоящий бюджет и остаются неиспользованными резервами, неэффективным капиталом.

Я считаю также, что Наркомфин обращал недостаточное внимание на финансирование благоустройства районных центров, прежде всего новых районов, недавно выделенных в административные центры.

В 1938 г. СНК СССР и ЦК ВКП(б) добавили в бюджет Ростовской области 3 млн. руб. на благоустройство районных центров. Это дало весьма положительные результаты.

В бюджетной практике на каждый районный центр дается одинаковая сумма без права передвижки средств со стороны области, без учета возможностей и потребностей районов. Поэтому в районах не вылезают из так называемого «переходящего» строительства. То, что можно было бы достроить путем соответствующей передвижки средств, при существующем положении сделать нельзя. Имеются районы, которые остро нуждаются в благоустройстве. Имеются и такие, которые могут подождать. Так вот необходимо уничтожить уравниловку в этом деле, разрешить области маневрировать отпущенными средствами.

Я присоединяюсь к предложению тов. Вахрушева — отпускать на это очень важное в политическом и хозяйственном отношении мероприятие больше средств, чем их отпускалось до сих пор.

Построение и исполнение бюджетов основываются на изданном в 1926 г. «Положении о местных финансах». Времени с 1926 г. прошло много, и хотелось бы услышать, что сделано Наркомфином для переработки «Положения» в связи с новыми задачами. По нашему мнению, сам Наркомфин мало считается с «Положением».

Казалось бы, что если в местный бюджет передаются непредусмотренные дополнительные расходы, то должно быть указано покрытие новых расходов соответствующими доходными источниками. Практика, однако, другая. Так, в 1938 г. нам предложили оплачивать расходы на проведение курсов учителей в сумме 500 тыс. руб., расходы по капитальному ремонту предприятий—в сумме 2,5 млн. руб. без указания источников доходов. Как выходить из положения в таких случаях? Наркомфин должен давать своевременно необходимые указания.

Нельзя также, товарищи, понять, для чего понадобилось, например, Наркомфину РСФСР давать в начале 1939 г. распоряжение об использовании остатков целевых средств по капитальному

[53]

ремонту жилищного фонда не по целевому назначению, а на общие бюджетные нужды. Такое неправильное распоряжение было отменено только после постановления Экономсовета при Совнаркоме СССР.

Большой важности вопросом является установление взаимоотношений местных бюджетов с государственным бюджетом по отчислениям от налога с оборота. Каждый год Наркомфин недопустимо тянет с установлением этих взаимоотношений. Такая практика очень затрудняет исполнение местного бюджета, мешает своевременному финансированию хозяйственных и культурных мероприятий, не дает возможности своевременно и правильно отрегулировать низовые бюджеты. Мы посылаем телеграммы в Совнарком, и только после этого нам переводятся необходимые для нас средства.

Вот те вопросы, на которые мне хотелось обратить внимание Сессии и Правительства в целях дальнейшего улучшения бюджетного дела.

Надо добиться, чтобы работа наших финансовых органов полностью обеспечивала выполнение тех грандиозных хозяйственных задач, которые поставил перед всей нашей страной на XVIII съезде ВКП(б) товарищ Сталин. (Аплодисменты.)

Председатель. Товарищи, время по регламенту для заседания истекло. Следующее заседание состоится завтра в 11 часов утра. Продолжение обсуждения бюджета.

Заседание объявляю закрытым.

[54]

Страна и регион:

Дата: 
26 мая, 1939 г.