БОСХ, ХИЕРОНИМУС (Bosch, Hieronymus). псевдоним Хиеро- нимуса ван Акена (родился около 1450, Хертогенбос, Брабант [ныне Нидерланды] — умер 09.08.1516, Хертогенбос), яркий и оригинальный североевропейский художник позднего средневековья, творчество которого открывает необычную иконографию комплексного и индивидуального стиля.
Точную хронологию сохранившихся работ Босха очень трудно составить, приблизительно ему приписывается от 35 до 40 работ, но только семь подписаны и ни одна не датирована. Очень мало документальной информации существует относительно ранних лет жизни художника, есть свидетельство, что он был сыном и внуком профессиональных художников. Его имя не появляется в книге записей "Братство Девы Марии", расположенного в его родном городе, и нет никаких официальных сведений о нем с 1486 года до года его смерти, когда он был провозглашен "выдающимся художником". В дополнение к живописи занимался декоративным творчеством, росписью иконостасов и разрабатывал рисунки для витражей. Работы, приписываемые его юношескому периоду демонстрируют неуклюжесть в рисовании и композиции, да и владение кистью, судя по ним. было кое в чем ограничено. Купить картину Босха в Москве.
Такие картины, как "Исцеление бесноватого", "Распятие", "Поклонение волхвов', "Свадьба в Кане", "Семь смертных грехов", "Вот человек" и "Фокусник", показательны для этого периода. Приводящая в замешательство смесь фантазии действительности Босха в дальнейшем получает свое развитие в картине "Стог сена", внешние створки которой, или панели, перекликаются со сценами "Семи смертных грехов". Стиль скорописи, который он разработал для триптиха, напоминает стиль акварели. На центральной панели приведена фламандская пословица: "Мир — это стог сена, из которого каждый берет то, что может". Босх изображает проделки дьявола, который направляет процессию людей из земного рая, изображенного на левой створке, к ужасам ада, изображенного на правой створке.
"Искушение святого Антония" Босха демонстрирует его восхождение к стилистической зрелости. Мазки кисти становятся отчетливее и лаконичнее, более властными, чем раньше. Композиция становится более плавной, и пространство регулируется эпизодами и существами, которые приковывают внимание наблюдателя. Его прекрасное владение кистью, позволяющее передать неуловимые нюансы линий и движения, очевидно. Босх изображает борьбу человека с искушением, так же как и вездесущность дьявола, в своем "Святом Антонии", одном из лучших ключей к персональной иконографии (системе образов) художника.
Развитие Босхом темы шарлатана, обманывающего человека и отбирающего у него спасение, получает наиболее полное выражение в "Святом Антонии" с его осуждением ереси и соблазна ложными доктринами. "Сад наслаждений", представляющий Босха на его самом зрелом уровне, показывает земной рай, создание женщины, первой соблазнительницы, и падение. Прекрасные и тревожащие образы чувственности и мечтаний в картине, которые беспокоят людей, живущих в мире, ищущих наслаждения, выражают иконографическую оригинальность Босха с огромной силой.
Главная характерная черта этой работы заключается, возможно, в ее сноподобном качестве: множество нагих человеческих фигур, гигантских птиц и лошадей, скачущих и резвящихся в восхитительно невероятном, из другого мира пейзаже, и все элементы связываются вместе, чтобы воспроизвести совершенную, гармоничную картину Последние работы Босха фундаментально отличаются.
Масштаб радикально изменяется: вместо лугов или адских ландшафтов, населенных сотнями крошечных существ, он изображает плотные компактные группы поясных фигур, тесно прижатые против плоскости картины В этих драматических крупных планах, представленных "Возложением тернового венца" и "Несением креста", зритель находится в такой непосредственной близости от изображенного события, что ему кажется, что он участвует в нем как физически, так и психологически.
Самые мирные и спокойные из зрелых работ Босха изображают различных святых в размышлении или покое. Среди таких работ "Святой Иоанн Евангелист в Патмосе" и "Святой Иероним в молитве". Озабоченность Босха, в большинстве его работ, пороками мира не мешала ему видеть мир во всей его красе. Его умение обращаться с гармонией цвета и воссоздавать глубоко прочувствованные картины своего воображения бесспорно. Хотя большое количество подражателей старались овладеть его стилем видения, его уникальность не позволяла ему иметь настоящих последователей.