Выступление представителя СССР А. А. Громыко в Совете Безопасности ООН по вопросу о выводе английских войск из Египта и Судана 7
20 августа 1947 г.
Вопрос, поднятый правительством Египта, принадлежит к таким вопросам, которым Совет Безопасности, как орган, на который возложена главная ответственность за поддержание международного мира, не может не уделять серьезного внимания. Мы имеем здесь дело со спором между двумя государствами — Египтом и Соединенным Королевством, — продолжение которого может представить угрозу для поддержания международного мира. На это правильно указывает правительство Египта, приводя соответствующие факты и до воды. Такой вывод подтверждается также заявлениями, сделанными до сих пор в Совете Безопасности обеими сторонами.
Мы имеем дело со спором, полностью подпадающим под определение главы VI Устава Объединенных Наций, пред усматривающей мирное урегулирование споров и ситуаций.
Независимо от того, какую позицию может занять то или иное государство по существу поставленного Египтом вопроса, необходимо признать, что этот вопрос заслуживает серьезного рассмотрения Советом Безопасности, который не только может, но и должен принять по нему соответствующее решение.
Я считаю необходимым указать на это потому, что представитель Соединенного Королевства пытался доказывать нам, что Совет Безопасности якобы не может даже заниматься этим вопросом, с чем, конечно, невозможно согласиться.
[79]
Перехожу к существу обсуждаемого вопроса. Египетское правительство поставило перед Советом Безопасности фактически два вопроса, которые, хотя и тесно связаны между со бой, все же имеют и самостоятельное значение: 1) о выводе английских войск с территории Египта и Судана и 2 ) о будущем Судана.
В заявлениях, сделанных египетским премьером г-ном Нокраши-пашой на заседаниях Совета Безопасности 5 и 11 августа, было дано обоснование позиции Египта в связи с его обращением в Совет по обоим указанным выше вопросам.
В этом заявлении был дан также обстоятельный обзор исторических условий, при которых английские войска были введены на территорию Египта и Судана, а также обзор англо-египетских отношений, главным образом за период с 1882 г., когда английские войска были введены на территорию Египта, до настоящего времени.
Мы все знаем, что условия в настоящее время коренным образом изменились. Представитель Египта был прав, когда он подчеркивал это. Рост национального самосознания народов Востока привел к образованию ряда самостоятельных государств на Ближнем Востоке. Египет — одно из таких государств. Как и ряд других ближневосточных стран, Египет стал независимым государством и является в настоящее время членом Организации Объединенных Наций. Он пытается освободиться от всего, что ограничивает его независимость и несовместимо с его национальным суверенитетом. Как это следует из заявлений египетского правительства, этим и объясняется постановка им вопроса о выводе иностранных войск с территории Египта.
Народ Египта считает, что дальнейшее пребывание ино странных войск на его территории несовместимо с его национальными интересами как суверенного государства и с принципами Объединенных Наций, которые должны уважаться всеми государствами, являющимися членами этой организации. Советский Союз относится с пониманием и сочувствием к этим национальным устремлениям Египта и его народа к независимому существованию на основе суверенного равенства с другими государствами и народами.
Законность этих требований Египта невозможно оспаривать, если мы будем руководствоваться высокими принципами Объединенных Наций. Не посчитаться с таким законным требованием — это значит действовать вопреки этим принципам, требующим уважения и ограждения независимости государств.
Значение такого вывода становится еще более очевидным, если мы учтем, что в мире существуют еще народы, борьба которых за независимость встречает серьезные препятствия.
[80]
Последние создаются прежде всего теми государствами, которые за своей спиной имеют длительную историю господства над такими народами и которые упорно держатся за позиции, завоеванные ими десятилетия и столетия тому назад. Обязанность Организации объединенных Наций состоит в том, чтобы облегчить возможность для таких народов достижения независимости и обеспечения их существования на основе равноправия с другими народами и государствами.
Требование Египта нельзя рассматривать изолированно и от этих задач, поставленных перед собой Объединенными Нациями.
При рассмотрении этого вопроса, кроме того, необходимо также руководствоваться статьей 103 Устава Объединенных Наций, в которой указано, что если обязательства членов этой организации по Уставу окажутся в противоречии с обязательствами по какому- либо другому международному соглашению, то преимущество остается за Уставом. Есть все основания считать, что соглашение 1936 г., заключенное между Соединенным Королевством и Египтом 8, находится, по крайней мере в существенных частях, в противоречии с Уставом, на что справедливо указывает египетское правительство.
Это относится прежде всего к тем положениям этого соглашения, которые предусматривают пребывание на территории Египта и Судана английских войск.
То обстоятельство, что соглашение было заключено до со здания Организации Объединенных Наций, а следовательно и до выработки ее Устава, может быть, и объясняет наличие такого противоречия, но оно ни в коем случае не может быть его оправданием, особенно в той части, в которой это соглашение предусматривает пребывание на территории Египта и Судана иностранных войск. Более того, оно еще больше подчеркивает необходимость исправления положения и при ведения его в соответствие с основными принципами объединенных Наций.
Требование Египта опирается также на решение Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1946 г. о принципах всеобщего регулирования и сокращения вооружений, в котором предусматривается немедленный вывод вооруженных сил, расположенных на территориях государств — членов организации без их согласия, выраженного добровольно и публично в договорах и соглашениях, совместимых с Уставом Объединенных Наций.
Все это дает основание советской делегации сделать вывод о том, что требование Египта о немедленном выводе всех английских войск с территории Египта и Судана является обоснованным, почему она и поддерживает это требование.
[81]
Что касается вопроса о будущем Судана, то советская де легация считает, что Совету Безопасности трудно сейчас выносить по нему какое-либо решение. В этом вопросе не все ясно. Мы не знаем, чего хотят сами суданцы и чего они добиваются. Без точного знания, чего добивается суданский на род, Совету трудно выносить какое бы то ни было решение по этому вопросу.
Печат. по арх. Опубл. в нзд. «Объединенные Нации, Совет Безопасности. Официальные отчеты (5 августа – 28 августа 1947 г.)». Нью-Йорк, стр. 202 — 203.
Опубл. с сокращениями в газ. «Правда» № 219 (10610), 22 августа 1947 г.
[82]
Здесь цитируется по изд.: СССР и страны Африки. 1946-1962 гг. Документы и материалы. Том I. (1946 г. – сентябрь 1960 г.). М., 1963, с. 79-82.
Примечания
7. 8 июля 1947 г. правительство Египта потребовало рассмотрения Советом Безопасности ООН вопросов о полной и немедленной эвакуации английских войск из Египта и Судана и о будущем Судана. Эти вопросы рассматривались в Совете Безопасности с 5 по 20 августа 1947 г., но ввиду позиции, занятой империалистическими державами, никакого решения принято не было. — 79.
8. В 1922 г. был отменен английский протекторат над Египтом, и Анг лия признала независимость египетского государства, но на территории Египта продолжали оставаться британские войска. 26 августа 1936 г. Англия навязала Египту договор о военном союзе. Согласно этому договору военная оккупация Египта формально прекращалась, однако Англия сохраняла за собой право и впредь держать свои войска в зоне Суэцкого канала. — 81.