Товарищ Сталин дал на XVIII съезде партии прямое указание, что от нас требуется готовность «пойти на серьезные капитальные вложения для всемерного расширения нашей социалистической промышленности». Необходимость значительных капиталовложений в индустрию и другие отрасли народнохозяйственного и социально-культурного строительства подчеркнута также в докладе товарища Молотова на XVIII съезде ВКП(б) о третьем пятилетнем плане развития народного хозяйства СССР и в резолюции съезда по этому докладу. Все это должным образом отражается в величественных цифрах бюджета на 1939 г.
Всего намечается израсходовать из бюджета на финансирование капитального строительства 25,1 млрд. руб. Это составит 72,3о/о общего объема капитальных работ текущего года. Такой значительный удельный вес бюджетных средств в финансировании капитального строительства характеризует огромную роль бюджетной системы в увеличении основных фондов народного хозяйства.
Финансирование капитального строительства по отдельным отраслям характеризуется следующими данными (в миллиардах рублей):
| Весь объем капитальных работ | В том числе за счет госбюджета СССР |
|
|
|
По всему народному хозяйству СССР | 34,73 | 25,14 |
В том числе: |
|
|
Промышленность | 17,59 | 13,06 |
Сельское хозяйство | 1,59 | 1,28 |
Транспорт и связь | 4,96 | 1,86 |
Государственная торговля и заготовительные организации | 0,49 | 0,31 |
Жилищное, коммунальное хозяйство и социально-культурное строительство | 2,33 | 1,53 |
|
|
|
[374]
Доля бюджетных средств в покрытий капитальных затрат по отдельным отраслям колеблется от 37,6% (транспорт и связь) до 89,4 % (сельское хозяйство).
В общем объеме финансирования капитального строительства промышленности участие бюджетных средств выражается в 74,2 % и собственных средств хозяйственных организации — в 25,8 %.
Собственные средства хозяйственных организаций, обращаемые на капитальное строительство, складываются из амортизационных отчислений и прибылей; кроме того, большое значение имеют средства, получаемые от мобилизации внутренних ресурсов.
У нас не редки случаи, когда главки смотрят на амортизационные отчисления и прибыли, как на своего рода «запасец», который стараются не трогать в расчете на бюджетные средства. Нужно покончить с этими ненормальными тенденциями. Все руководители и главные бухгалтера главков, трестов и отдельных предприятий должны запомнить, что во-время вносить в банки долгосрочных вложений собственные средства хозорганов на капитальное строительство—их прямая обязанность. В свою очередь, банки долгосрочных вложений не должны проявлять мягкотелости в контроле на этом участке.
Из общей суммы амортизационных отчислений в 7 933 млн. руб. па финансирование капитального строительства - направляется 3 72с млн. руб., или 46,9 %. Остальная часть амортизационных отчислений идет на финансирование капитального ремонта.
Мобилизация внутренних ресурсов — сокращение излишних запасов стройматериалов и оборудования, ликвидация дебиторской задолженности на стройках — должна дать в 1939 г. 671 млн. руб. Наибольшую часть этой суммы предполагается получить от строек промышленности—302 млн. руб. и железнодорожного транспорта — 180 млн. руб.
Следует отметить, что при осуществлении строительной программы как в 1938 г., так и в I квартале 1939 г. имели место все еще не изжитые крупные недостатки строительства: на ряде строек не было проектов и смет, неоднократно менялись планы финансирования, распылялись строительные материалы, неправильно планировалась рабочая сила, плохо использовались строительные механизмы, допускались перерасходы фондов зарплаты и превышения накладных расходов. Все это приводило к удорожанию стоимости строительства.
[375]
Вот, например, о чем говорят предварительные отчетные данные за 1938 г. по строительству, финансируемому Промбанком. Вместо планового снижения, стоимости строительства на 6,9 % фактически достигнуто снижение лишь на 1,3 %. Потери, которые государство понесло на этом, определяются не менее как в полтора миллиарда рублей. На такую же примерно сумму иммобилизованы средства в излишних запасах стройматериалов, оборудования. На многих стройках допущены большие перерасходы фонда заработной платы: по Гослегпромстрою — на 47,3 %, по Мосстройпути—на 42,8 % и т. д. Накладные расходы у Севзапстройпути вместо 3 783 тыс. руб. составили 9185 тыс. руб.—243,8 % к плану. Гослегпромстрой вместо 3 229 тыс. руб. израсходовал 6 319 тыс. руб.—195,7 %. Эти цифры — серьезнейшее обвинение и стройкам, и банкам долгосрочных вложений, и финансовым органам.
Данные, которыми располагает Наркомфин СССР, показывают, что подобные же недостатки имеют место и в 1939 г. Так, по строительству, финансируемому Промбанком, стройки в I квартале не только не мобилизовали внутренних ресурсов на 98 млн. руб., как это предусматривалось планом, но еще умудрились иммобилизовать 335 млн. руб. Эта сумма приходится в основном на стройки наркоматов электропромышленности, цветной металлургии и среднего машиностроения. Были в I квартале также значительные перерасходы фондов заработной платы и превышения накладных расходов. Ряд строек, не выполняя плана капитальных работ, держал излишнюю рабочую силу, используя ее на второстепенных (подсобных) работах.
Эти факты свидетельствуют о том, что банки долгосрочных вложений и финорганы неудовлетворительно осуществляют финансовый контроль в строительстве. Они обязаны вплотную подойти к нуждам строек и повседневным контролем способствовать укреплению хозрасчета и финансовой дисциплины в строительстве, обращая особое внимание на пусковые объекты и на реализацию указаний XVIII съезда партии о внедрении скоростных методов строительства.
Несколько слов о внелимитных капитальных затратах. На 1939 г. по финансовым планам ведомств (без кооперации) объем внелимитного строительства намечен в 3,2 млрд. руб. Основным источником его финансирования является бюджет, покрывающий 65,6 % всех затрат. Столь значительный объем внелимитных
[376]
капитальных затрат требует упорядочения их планирования и финансирования. Хозяйственные организации на местах нередко под видом внелимитных капитальных затрат производят крупное строительство, используя на него оборотные средства, расходуя дефицитные материалы и отвлекая рабочую силу с основного строительства. С этими ненормальностями в 1939 г. нужно решительно покончить.
[377]