Поиск по документам XX века

Loading

Финансирование капитального строительства

Товарищ Сталин дал на XVIII съезде партии прямое указание, что от нас требуется готовность «пойти на серьезные капитальные вложения для всемерного расширения нашей социалистической промышленности». Необходимость значительных капиталовложений в индустрию и другие отрасли народнохозяйственного и социально-культурного строительства подчеркнута также в докладе товарища Молотова на XVIII съезде ВКП(б) о третьем пятилетнем плане развития народного хозяйства СССР и в резолюции съезда по этому докладу. Все это должным образом отражается в величественных цифрах бюджета на 1939 г.

Всего намечается израсходовать из бюджета на финансирование капитального строительства 25,1 млрд. руб. Это составит 72,3о/о общего объема капитальных работ текущего года. Такой значительный удельный вес бюджетных средств в финансировании капитального строительства характеризует огромную роль бюджетной системы в увеличении основных фондов народного хозяйства.

Финансирование капитального строительства по отдельным отраслям характеризуется следующими данными (в миллиардах рублей):

 

Весь объем капитальных работ

В том числе за счет госбюджета СССР

 

 

 

По всему народному хозяйству СССР

34,73

25,14

В том числе:

 

 

Промышленность

17,59

13,06

Сельское хозяйство

1,59

1,28

Транспорт и связь

4,96

1,86

Государственная торговля и заготовительные организации

0,49

0,31

Жилищное, коммунальное хозяйство и социально-культурное строительство

2,33

1,53

 

 

 

 

 [374]

Доля бюджетных средств в покрытий капитальных затрат по отдельным отраслям колеблется от 37,6% (транспорт и связь) до 89,4 % (сельское хозяйство).

В общем объеме финансирования капитального строительства промышленности участие бюджетных средств выражается в 74,2 % и собственных средств хозяйственных организации — в 25,8 %.

Собственные средства хозяйственных организаций, обращаемые на капитальное строительство, складываются из амортизационных отчислений и прибылей; кроме того, большое значение имеют средства, получаемые от мобилизации внутренних ресурсов.

У нас не редки случаи, когда главки смотрят на амортизационные отчисления и прибыли, как на своего рода «запасец», который стараются не трогать в расчете на бюджетные средства. Нужно покончить с этими ненормальными тенденциями. Все руководители и главные бухгалтера главков, трестов и отдельных предприятий должны запомнить, что во-время вносить в банки долгосрочных вложений собственные средства хозорганов на капитальное строительство—их прямая обязанность. В свою очередь, банки долгосрочных вложений не должны проявлять мягкотелости в контроле на этом участке.

Из общей суммы амортизационных отчислений в 7 933 млн. руб. па финансирование капитального строительства - направляется 3 72с млн. руб., или 46,9 %. Остальная часть амортизационных отчислений идет на финансирование капитального ремонта.

Мобилизация внутренних ресурсов — сокращение излишних запасов стройматериалов и оборудования, ликвидация дебиторской задолженности на стройках — должна дать в 1939 г. 671 млн. руб. Наибольшую часть этой суммы предполагается получить от строек промышленности—302 млн. руб. и железнодорожного транспорта — 180 млн. руб.

Следует отметить, что при осуществлении строительной программы как в 1938 г., так и в I квартале 1939 г. имели место все еще не изжитые крупные недостатки строительства: на ряде строек не было проектов и смет, неоднократно менялись планы финансирования, распылялись строительные материалы, неправильно планировалась рабочая сила, плохо использовались строительные механизмы, допускались перерасходы фондов зарплаты и превышения накладных расходов. Все это приводило к удорожанию стоимости строительства.

[375]

Вот, например, о чем говорят предварительные отчетные данные за 1938 г. по строительству, финансируемому Промбанком. Вместо планового снижения, стоимости строительства на 6,9 % фактически достигнуто снижение лишь на 1,3 %. Потери, которые государство понесло на этом, определяются не менее как в полтора миллиарда рублей. На такую же примерно сумму иммобилизованы средства в излишних запасах стройматериалов, оборудования. На многих стройках допущены большие перерасходы фонда заработной платы: по Гослегпромстрою — на 47,3 %, по Мосстройпути—на 42,8 % и т. д. Накладные расходы у Севзапстройпути вместо 3 783 тыс. руб. составили 9185 тыс. руб.—243,8 % к плану. Гослегпромстрой вместо 3 229 тыс. руб. израсходовал 6 319 тыс. руб.—195,7 %. Эти цифры — серьезнейшее обвинение и стройкам, и банкам долгосрочных вложений, и финансовым органам.

Данные, которыми располагает Наркомфин СССР, показывают, что подобные же недостатки имеют место и в 1939 г. Так, по строительству, финансируемому Промбанком, стройки в I квартале не только не мобилизовали внутренних ресурсов на 98 млн. руб., как это предусматривалось планом, но еще умудрились иммобилизовать 335 млн. руб. Эта сумма приходится в основном на стройки наркоматов электропромышленности, цветной металлургии и среднего машиностроения. Были в I квартале также значительные перерасходы фондов заработной платы и превышения накладных расходов. Ряд строек, не выполняя плана капитальных работ, держал излишнюю рабочую силу, используя ее на второстепенных (подсобных) работах.

Эти факты свидетельствуют о том, что банки долгосрочных вложений и финорганы неудовлетворительно осуществляют финансовый контроль в строительстве. Они обязаны вплотную подойти к нуждам строек и повседневным контролем способствовать укреплению хозрасчета и финансовой дисциплины в строительстве, обращая особое внимание на пусковые объекты и на реализацию указаний XVIII съезда партии о внедрении скоростных методов строительства.

Несколько слов о внелимитных капитальных затратах. На 1939 г. по финансовым планам ведомств (без кооперации) объем внелимитного строительства намечен в 3,2 млрд. руб. Основным источником его финансирования является бюджет, покрывающий 65,6 % всех затрат. Столь значительный объем внелимитных

[376]

капитальных затрат требует упорядочения их планирования и финансирования. Хозяйственные организации на местах нередко под видом внелимитных капитальных затрат производят крупное строительство, используя на него оборотные средства, расходуя дефицитные материалы и отвлекая рабочую силу с основного строительства. С этими ненормальностями в 1939 г. нужно решительно покончить.

[377]