Известно, что подавляющая доля доходов советского бюджета составляется из платежей социалистического хозяйства. Удельный вес налогов с населения незначителен. На 1939 г. общая сумма налоговых поступлений от населения исчислена в 6,5 млрд. руб., что составляет всего лишь 4,2 % всех бюджетных доходов.
Однако было бы неправильно принижать на этом основании значение налоговой работы финансовых органов и отодвигать ее на второстепенное место. Наоборот, этому делу, имеющему большое политическое значение, следует уделять самое серьезное внимание как в городе, так и в особенности на селе.
В середине 1938 г. Совнарком СССР изменил порядок сбора налоговых и страховых платежей в деревне. Создан институт налоговых агентов, которым поручено собирать налоги и страховые платежи.
Эта крупнейшая реформа налоговой работы была вызвана тем, что прием денежных платежей сельского населения через приходо-расходные и разъездные кассы райфинотделов, через сельские сберегательные кассы и участковых инспекторов не обеспечивал полностью интересов государства и создавал большие неудобства для населения в уплате налога. Наряду с этим такой порядок позволял единоличникам безнаказанно ускользать от уплаты налогов и сборов.
Почти годичный опыт работы налоговых агентов полностью оправдал создание этого института. Перестройка налоговой работы на селе приблизила финансовый аппарат к населению, улучшила поступление платежей. Достаточно сказать, что в 1938 г. выполнили план по налоговым платежам 16 республик и областей, а план 1 квартала—20 республик и областей. Только в одной УССР квартальное задание перевыполнили 240 районов. В числе передовиков можно назвать Николаевскую область, Крымскую АССР, Хабаровский и Краснодарский края. Среди налоговых инспекторов и агентов выявилось немало людей, овладевших делом, способных по-большевистски проводить советскую налоговую политику в деревне.
Однако улучшение налоговой работы является еще далеко недостаточным, в особенности в деревне. План поступлений налогов и сборов на селе в 1938 г. оказался недовыполненным. Наиболее отстали Тамбовская, Могилевская и Куйбышевская области.
[368]
В постановлении СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 19 апреля 1938 г. «О налогах и других обязательствах в отношении единоличных хозяйств» указывалось, что на местах было допущено положение, при котором единоличники фактически ускользали от выполнения своих финансовых обязательств перед государством, оказывались в преимущественном положении по сравнению с колхозниками.
Нужно, к сожалению, сказать, что до сих пор еще не изжиты случаи попустительства единоличникам со стороны финансовых органов. В Казахской ССР, в двух проверенных Наркомфином Союза районах—Туркестанском и Джамбулском—оказалось, что не были обложены налогами и сборами 467 единоличных хозяйств.
Доходы некооперированных кустарей и ремесленников также зачастую недоучитываются и недооблагаются. В Узбекской ССР, например, только в семи проверенных Наркомфином Союза районах выявлено, что некооперированные кустари недообложены больше чем на 1 300 тыс. руб. В Азербайджанской ССР в 11 проверенных районах некооперированные кустари недообложены на 900 тыс. руб.
Подобная антигосударственная практика нетерпима. Работники финансовой системы целиком отвечают за полный учет хозяйств, за правильное и точное определение доходов и своевременное взыскание начисленных платежей. Мы должны потребовать от всех руководителей и работников финорганов большевистской ответственности за порученное им важное государственное дело.
Вместе с тем крайне необходимо, чтобы совнаркомы союзных и автономных республик, краевые, областные и районные исполкомы уделяли больше внимания финансовым вопросам.
[369]