Поиск по документам XX века

Loading

КВЖД

КИТАЙСКО-ВОСТОЧНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА (КВЖД) - одноколейная железнодорожная магистраль (участок Великой Сибирской магистрали). Проходила в Сев.-Вост. Китае от станции Маньчжурия через Харбин до Даляня (Дальний) и соединяла Забайкальскую железную дорогу и Уссурийскую железную дорогу с портами Владивосток, Порт-Артур и Дальний. Протяженность КВЖД к 1913 г. составляла 2269 верст. Концессию на строительство железной дороги Россия получила в 1896 г. по Русско-китайскому договору 1896 г. Магистраль была опорной линией для продвижения России на Дальний Восток, что вызывало противодействие Японии. По Портсмутскому мирному договору 1905 г. южное направление КВЖД от Чаньчуня (Куанчэнцзы) до Даляня и Порт-Артура отошло к Японии, получив название Южно-Маньчжурская железная дорога (ЮМЖД).

В 1920—1930-х гг. из-за владения КВЖД неоднократно возникали международные конфликты. После поражения Японии во Второй мировой войне 1939— 1945 гг. КВЖД и ЮМЖД перешли (февраль 1950) в совместное управление СССР и Китая под названием КЧЖД (Китайская Чаньчунская железная дорога).

После создания Китайской Народной Республики СССР безвозмездно передал ее правительству все свои права по совместному управлению КЧЖД со всем принадлежащим имуществом (протокол от 31 декабря 1952). С 1953 г. — Харбинская железная дорога.

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 223-224.

 

Хабаровский протокол 1929 года, 22 декабря

ХАБАРОВСКИЙ ПРОТОКОЛ 1929 года - соглашение между СССР и Китаем, подписанное 22 декабря в Хабаровске и завершившее советско-китайский конфликт 1929 года. Согласно протоколу, восстанавливался статус-кво на Китайско-Восточной железной дороге (КВЖД), совместно управляемой СССР и Китаем (см. Китайская Чанчуньская железная дорога). Предусматривалось освобождение всех советских граждан, арестованных в Маньчжурии, и всех арестованных в СССР в связи с конфликтом китайских граждан.

А.В. Бурдуков - И.М. Майскому. 21 февраля 1923 г.

Вперед всего всей семьей шлем Вам сердечные приветы и просим передать таковые же Агнии Александровне. Я съездил снова в Хатхыл и вернулся к 1-му февр[аля], здесь вот пробыл 20 дней. И завтра утром выезжаю, чрез Мысовск-Троицко-Савск в Ургу и Калган, с целью не только ознакомления с рынками, а и завязать прочную деловую связь, еду с большой охотой и рвением, очень хочется сделать полезное. Обещают солидные сделать переводы, так до 200-300 тыс. руб[лей] зол[отом] в Калган. Если бы это удалось получить, то можно бы кредит еще иметь. Хотя и есть некоторый личный риск ехать в Китай, но тем не менее охотно еду, считаю это дело нужным.

Tags:

Нокса проект, 6 ноября 1909 года

НОКСА ПРОЕКТ - план "интернационализации" железных дорог в Маньчжурии (Северо-Восточном Китае), выдвинутый в 1909 году государственным секретарем США Ф. Ноксом в целях создания условий для проникновения американского капитала в эту часть Китая. 6 ноября 1909 года Нокс направил английскому правительству ноту, в которой изложил проект предоставления Китаю международного займа для выкупа КВЖД у России и ЮМЖД у Японии. Согласно проекту, управление выкупленными железными дорогами должно было осуществляться международной комиссией из представителей стран - участниц займа.

Японо-китайский договор 1905 года, 22 декабря

Японо-китайский договор 1905 года - подписан 22. XII в Пекине от имени Японии министром иностранных дел Комурой и посланником в Китае Уцидой, от имени Китая - министром иностранных дел Чжу Хун-цзи, наместником провинции Чжили Юань Ши-каем и князем Цином.

Японо-китайский договор, состоявший из трёх статей, содержал формальное согласие Китая на уступки, сделанные Японии Россией по Портсмутскому мирному договору (см.), т. е. на передачу Японии арендованной Квантунской области и большей части южной ветки КВЖД (ст. I).

Портсмутский мирный договор 1905 г., 23 августа [5 сентября] (Орлов, 2012)

ПОРТСМУТСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР 1905 г. подписан 23 августа (5 сентября) между Россией и Японией в Портсмуте (США), предложенном президентом США Т. Рузвельтом как место для проведения мирной конференции. Завершил Русско-японскую войну 1904—1905 гг. Японскую делегацию возглавлял Ютаро Комуро, министр иностранных дел. Он предъявил России очень жесткие требования: признать особые права Японии в Корее; вывести русские войска из Маньчжурии; уступить Японии о. Сахалин; ограничить право России на использование КВЖД и ее ветки по линии Порт-Артур — Харбин; передать Японии право на аренду Порт-Артура, Квантуна и даже отдать Владивосток (по рекомендации Т. Рузвельта требование о передаче Владивостока Ютаро Комура снял во время переговоров)...

Портсмутский мирный договор 1905 года, 5 сентября (Вышинский, 1948)

Портсмутский мирный договор 1905 года - подписан 5. IX в Портсмуте (США) С. Ю. Витте и Р. Р. Розеном со стороны России и Комура и Такахира - со стороны Японии; завершил русско-японскую войну 1904-05. 8. II 1904 Япония без объявления войны напала на русский флот в Порт-Артуре и Чемульпо. Правительство Японии было уверено в поддержке Англии (союзницы Японии) и США, стремившихся ослабить позиции России на Дальнем Востоке. Президент США Т. Рузвельт предостерёг Германию и Францию, что если они станут на сторону России, то США выступят против них на стороне Японии. Это предупреждение было излишним. Германия и сама была заинтересована в отвлечении сил России на Дальний Восток. Франция же, опасаясь остаться один на один с Германией в Европе, была против натравливания Японии на Россию, но она не оказала России помощи даже в размерах, допускаемых дружественным нейтралитетом...

Русско-китайское соглашение 1902 года, 26 марта

Русско-китайское соглашение 1902 года о Манчжурии - подписано 26. III в Пекине русским посланником в Китае П. Лессаром и представителем китайского министерства иностранных дел Цином и др. Под предлогом защиты иностранных посольств в Китае, где в 1899-1900 годы развернулось народное антиимпериалистическое движение, Англия, Франция, Германия, США, Россия и другие державы предприняли вооружённую интервенцию (см. "Боксёрский протокол" 1901 года).

Подписка на КВЖД