Одним из первых послевоенных мероприятий польских правящих кругов было принятие конституции.
Впервые этим вопросом сейм занимался еще в мае 1919 года. Тогда правительство внесло свой проект и, кроме того, было предложено несколько проектов различными партиями. Все эти проекты были переданы в Конституционную комиссию, созданную для того, чтобы подготовить один официальный проект. Отсутствие парламентского большинства в сейме, наличие острых разногласий по ряду основных вопросов между парламентскими фракциями затрудняло выработку конституции. Правые партии, кроме того, надеялись, что с течением времени обстановка в стране станет более спокойной и позволит принять более умеренную конституцию.
Обсуждение проекта конституции, подготовленного комиссией, началось осенью 1920 года, таким образом непосредственно поело бурных революционных и военных потрясений. Хотя в Польше наблюдался в то время спад революционного движения, обстановка продолжала оставаться еще напряженной. Рабочее движение после окончания военных действий опять усилилось. Продолжалось брожение среди крестьянства. Серьезное влияние на рабочее я крестьянское движение оказывало соседство великой Советской державы. Все это накладывало свой отпечаток на борьбу, развернувшуюся вокруг проекта конституции.
Эндеки и их политические союзники стремились придать конституции более консервативный характер. Они добивались установления двухпалатного парламента, т. е. сейма и сената, признания законодательной инициативы лишь за высшими законодательными органами, ограничения полномочий органов местного самоуправления, предоставления привилегий католической церкви и т. п.
ППС, «Вызволене» и ряд других реформистских партий стремились придать конституции относительно демократический характер. Они добивались установления однопалатного парламента, признания права на законодательную инициативу за народом путем организации в известных случаях народного голосования (референдума), некоторого расширения полномочий органов местного самоуправления и т. п. ППС предлагала также отделить церковь от государства. Все эти разногласия в сейме не выходили за рамки безусловного признания всех устоев буржуазного строя.
Борьба в сейме по вопросу о характере конституции закончилась компромиссом. Конституция была принята 17 марта 1921 года, т. е. накануне подписания Рижского мирного договора.
Конституция Польши, принятая в 1921 году, носила буржуазно-демократический характер и была призвана обеспечить незыблемость буржуазного строя. Она сохраняла частную собственность как «одну из важнейших основ общественного строя и правового порядка», но допускала отмену или ограничение права частной собственности «по соображениям высшей пользы и за возмещение». В частности, конституция заявляла, что земля не может быть предметом неограниченных сделок; государство получало право производить принудительный выкуп земли и регулировать ее передачу другим собственникам.
Конституция утверждала в стране республиканский строй и устанавливала двухпалатный парламент. Правые добились создания второй палаты — сената — лишь незначительным большинством: 198 голосами против 187. Однако «левым» партиям удалось значительно ограничить права сената, так что сейм в сущности не имел серьезных препятствий в своей законодательной деятельности. Сейм и сенат, действуя как национальное собрание, избирали президента, который совместно с правительством осуществлял исполнительную власть. Президент как глава государства не имел права вето. Правительство было ответственно перед сеймом. Право законодательной инициативы присваивалось правительству и сейму.
Сейм и сенат избирались сроком на 5 лет на основе всеобщего, прямого, равного и пропорционального избирательного права при тайном голосовании. При этом избирательная система не была последовательно демократической. Не имели активного избирательного права при выборах в сейм все военнослужащие и молодежь до 21 года, при выборах в сенат — все граждане до 30 лет, а также лица, проживавшие в данной местности меньше года (за некоторым исключением). Не имели пассивного избирательного права при выборах в сейм все граждане до 25 лет, при выборах в сенат — все граждане до 40 лет.
Права органов местного самоуправления (губернского, уездного я тминного) были весьма ограничены. Свои исполнительные полномочия органы местного самоуправления могли осуществлять лишь вместо с административными властями и под руководством последних. Надзор за деятельностью местных самоуправлений осуществлялся но только вышестоящей инстанцией по линии самоуправлений, но и государственной администрацией. Местное самоуправление практически было подчинено государственной администрации.
Конституция объявляла всех граждан рапными перед законом, не признавала родовых и сословных различий и привилегий. Формально она провозглашала свободу мысли, слова, печати, собраний и организаций. Цензура и разрешительная система на издание печатных произведений запрещались.
Конституция объявляла труд главной основой богатства республики и брала его под особую охрану государства. В случае безработицы, болезни или несчастного случая граждане, согласно конституция, имели право на социальное обеспечение. Кроме того, конституция содержала статьи об охране труда, защите материнства и младенчества.
Национальным меньшинствам была обещана культурно-национальная автономия. Однако государственная администрация имела право осуществлять контроль над деятельностью национальных автономных союзов. Это означало, что национальные автономные союзы зависели от администрации.
Римско-католическая религия получала в государстве «первое место» среди других религий, т. е. ей оказывалась открытая поддержка в полонизации непольского населения.
Конституция 1921 года, имевшая в общем демократический характер, была вынужденной уступкой господствовавших классов трудящимся массам Польши. В ней своеобразно отразилось и влияние массового революционного движения того времени, и сопротивление этому влиянию со стороны буржуазно-помещичьих классов. Конституция провозглашала широкие демократические права и свободы и в то же время ограничивала их определенными условиями и рамками законов, издаваемых реакционной властью. На практике буржуазная демократия осуществлялась постольку, поскольку это не противоречило интересам господствующих классов. Рабочие, организовавшие стачку, часто преследовались как «бунтовщики» и «заговорщики». Крестьяне, добивавшиеся наделения землей, подвергались репрессиям. Национальные меньшинства часто лишались на практике возможности открывать даже начальные школы с преподаванием на родном языке. Особенно жестоко преследовались передовые сыны народа — коммунисты. Они находились фактически вне закона.
Цитируется по изд.: История Польши в трех томах. Том III. Под ред. Ф.Г. Зуева, А.Я. Манусевича, И.А. Хренова. М., Изд. АН СССР, 1958, с. 164-166.