ВАГНЕРА ЗАКОН (Национальный закон о трудовых отношениях) — один из ключевых актов Нового курса и основа трудового законодательства США; подписан президентом США Ф. Д. Рузвельтом 5 июля 1935 года. Назван в честь сенатора от штата Нью-Йорк Роберта Ф. Вагнера (1877—1953).
Основная цель закона состояла в устранении неравенства при заключении трудового договора между работниками, не имевшими возможности свободно объединятся в профсоюзы, а также выбирать модель и условия контракта, и работодателями. Авторы закона видели решение в распространении практики коллективных трудовых договоров, которые работодатель был обязан заключить с представителем трудового коллектива — независимым профсоюзом. Право на его создание было предоставлено ст. 7 Вагнера закона. В то же время ст. 8 содержала запрет на вмешательство работодателей в формирование и работу профсоюзов, а также запрет на дискриминацию членов профсоюзов при устройстве на работу. С другой стороны, Вагнера закон позволял вносить в новые коллективные договоры положение, запрещавшее брать на работу не членов профсоюза. Авторы закона обусловливали его необходимость экономически: принятие Вагнера закона должно было привести к росту среднего дохода, что, по их мнению, стимулировало бы выход из экономической депрессии. Для содействия в формировании профсоюзных организаций, контроля за выполнением закона и борьбой с «нечестными трудовыми практиками» было создано Национальное управление по трудовым отношениям. Действие Вагнера закона не распространялось на государственных служащих и сотрудников железнодорожных и авиационных компаний.
В результате принятия закона права и возможности профсоюзов в США резко возросли, что вызвало многочисленные протесты со стороны работодателей. Сталелитейная компания «Jones & Laughlin» пыталась оспорить конституционность Вагнера закона в верховном суде США, но проиграла процесс в 1937 году. Американские корпорации были недовольны резко возросшим влиянием профсоюзов, необходимостью вести переговоры по зарплате, медицинскому и пенсионному страхованию работников. Многие годы американские компании вели борьбу против забастовок, бойкотов и юридических забастовок (участию работников в забастовках, организованных профсоюзом на другом предприятии) и за право принимать на работу не только членов профсоюза. В итоге часть их требований была учтена в законе Тафта—Хартли 1947 года. Парадоксально, но Вагнера закон подвергла критике и крупнейшая американская профсоюзная организация — Американская федерация труда. Она обвинила Национальное управление по трудовым отношениям в продвижении интересов главного конкурента — Конгресса производственных профсоюзов, образованного в 1936 году.
Некоторые историки и экономисты полагают, что Вагнера закон стал одной из важных причин безуспешности борьбы с безработицей во второй половине 1930-х годов в США.
С. Б. Вольфсон.
Российская историческая энциклопедия. Т. 3. М., 2016,с. 432-433.
Литература:
McElvaine R. S. The Great Depression, 1929—1941. 3rd ed. New York, 2009; Dannin E. Taking Back the Workers’ Law: How to Fight the Assault on Labor Rights. Ithaca (N. Y.), 2006; Gordon C. New Deals: Business, Labor, and Politics in America 1920—1935. New York, 1994; Mitchell D. J. B. Inflation, Unemployment, and the Wagner Act: A Critical Reappraisal // Stanford Law Review. Vol. 38. № 4 (Apr., 1986). P. 1065—1095; Smiley G. Rethinking the Great Depression: A New View of Its Causes and Consequences. Chicago, 2002; Friedman M., Schwartz A. J. Monetary History of the United States, 1867—1960. Princeton (N.Y.), 1963; Bernanke B. S., Carey K. Nominal Wage Stickiness and Aggregate Supply in the Great Depression // Quarterly Journal of Economics. 1996. Vol. 111. P. 853—883; The American Business Cycle: Continuity and Change / Ed. by R. J. Gordon. Chicago, 1986.