Поиск по документам XX века

Loading

Англо-египетский договор 1936 года, 26 августа (Вышинский, 1948)

Англо-египетский договор 1936 года о союзе - заключён 26. VIII в Лондоне министром иностранных дел Иденом и премьер-министром Египта Наххас-пашой (...).

Идея Англо-египетского договора возникла в 1920 году, в период подъёма национально-освободительной борьбы в Египте, когда "особая миссия лорда Мильнера", направленная британским правительством в Египет для изучения сложившейся там обстановки и выработки мер борьбы с национальным движением, пришла к выводу, что дальнейшее сохранение английского протектората над Египтом невозможно, что Англия должна отменить протекторат, признать суверенитет Египта и заключить Англо-египетский договор, гарантирующий её "особые права" в этой стране. Исходя из этого принципа, Мильнер разработал условия проектируемого Англо-египетского договора, изложенные в меморандуме, который был вручён 18. VIII 1920 главе египетской делегации в Лондоне Сааду Заглулу (см.). Меморандум Мильнера был отвергнут египетской делегацией, как не совместимый с суверенитетом Египта. Та же судьба постигла и аналогичный меморандум Керзона (10. XI 1921), и проект договора, утверждённый О. Чемберленом и египетским премьер-министром Сарватом (8. XI 1927), и меморандум Гендерсона (3. VIII 1929). Эти проекты, исходя из принципов Мильнера, формально признавали суверенитет Египта, но по существу сохраняли в стране британский колониальный режим.

Лишь в 1936 году, пользуясь назреванием второй мировой войны и нависшей над Египтом угрозой фашистской агрессии, Англия сумела навязать Египту неравноправный договор, наносящий ущерб его суверенитету и воспроизводивший - с некоторыми видоизменениями-проекты, отвергнутые Египтом в прошлом.

В ходе неоднократных англо-египетских переговоров и в проектах А.-е. д. рассматривались следующие вопросы отношений между Англией и Египтом.

Вопрос о статуте Египта. Проекты 1920 и 1921 годов предусматривали формальную отмену британского протектората и признание суверенитета Египта. Проекты 1927 и 1929 годов исходили из того, что протекторат уже отменён и Египет признан суверенным государством. Во всех проектах Англо-египетского договора Англия брала на себя обязательство содействовать вступлению Египта в Лигу наций. Вместе с тем другие условия проектируемого Англо-египетского договора ограничивали и сводили к фикции суверенитет Египта.

Союз. Все проекты Англо-египетского договора предусматривали "союз" между Англией и Египтом, причём Англия обязывалась в случае войны оборонять Египет, который предоставит Англии свои порты, аэродромы, средства сообщения и т. п.

Оккупация Египта английскими войсками. Все проекты Англо-египетского договора прокламировали "прекращение военной оккупации" и в то же время предусматривали сохранение английских войск в Египте, которое якобы "не создаёт оккупации и не нарушает суверенных прав Египта".

Ни один из проектов Англо-египетского договора не устанавливал ни численности английских войск в Египте, ни районов и сроков их пребывания.

Английский контроль над египетской армией. Проекты 1927 и 1929 годов устанавливали единообразие "в обучении и методах действия египетской и британской армий". Египетская армия должна строиться по британскому образцу, пользоваться вооружением и снаряжением британского типа. Египет обязывался в случае найма иностранных военных инструкторов оказывать предпочтение англичанам. Проект 1927 года устанавливал, что английские офицеры будут служить в египетской армии на прежних условиях. Проект 1929 года предусматривал формальный отзыв английских офицеров из египетской армии - при одновременном создании английской военной миссии в Каире, дающей "советы" египетскому правительству и "обучающей" египетскую армию.

Внешняя политика Египта. Все проекты Англо-египетского договора устанавливали привилегированное положение представителя Англии в Каире, причём по проекту 1921 года он назывался верховным комиссаром, по проектам 1927 и 1929 годов - послом.

Проект 1921 года предоставлял верховному комиссару широкие прерогативы. Он предусматривал "тесную связь между британским верховным комиссаром и египетским министерством иностранных дел" и устанавливал, что египетское правительство не заключит никаких политических соглашений с иностранными державами без консультации с английским правительством, не пригласит на службу иностранных офицеров и чиновников без согласия верховного комиссара.

Остальные проекты выражали, хотя и в другой форме, ту же мысль.

Проекты 1920 и 1921 годов предусматривали образование дипломатических и консульских представительств Египта за рубежом, а при их отсутствии - передачу их функций соответствующим английским органам. В проектах 1927 и 1929 годов этот вопрос не ставился, так как к тому времени такие представительства были уже организованы.

Об английских чиновниках в Египте. Все проекты Англо-египетского договора предусматривали установление при египетском правительстве постов английских советников - финансового и юридического, назначаемых Египтом с согласия Англии.

Режим капитуляций и права иностранцев в Египте. Все проекты Англо-египетского договора предусматривали переговоры Англии с державами об отмене режима капитуляций в Египте, о передаче юрисдикции консульских судов смешанным судам и о применении к иностранцам, проживающим в Египте, египетского законодательства, в том числе налогового, при соблюдении их "законных интересов".

Охрана меньшинств. По проекту 1920 года Египет должен выработать конституцию, гарантирующую религиозную терпимость. По проекту 1921 года Египет должен обеспечить равноправие, равенство перед законом, жизнь и собственность своих граждан, независимо от различия рас, языков и религий. Формулируя эти конституционные гарантии в виде договорного обязательства, Англия тем самым сохраняла за собой право вмешательства во внутренние дела Египта. По проекту 1929 года вопрос о защите меньшинств передавался в исключительное ведение египетского правительства.

Судан. По проекту Мильнера Судан должен развиваться независимо от Египта, численность египетских войск в Судане должна быть сокращена. При этом Мильнер подчёркивал, что с 1899 года Судан находится и должен впредь находиться целиком под английской властью. По проекту 1921 года Египет должен по-прежнему поставлять в Судан часть оккупационных войск, подчинённых целиком английскому генерал-губернатору, и выплачивать оккупационные расходы. По проекту 1929 должен быть восстановлен англо-египетский кондоминиум (...) над Суданом, отменённый в 1924 году (см. Ли-Стэка конфликт).

Из других условий Англо-египетского договора следует отметить, что Мильнер требовал от египетского правительства издания акта, сохраняющего в силе все законы, распоряжения и судебные приговоры английских властей в Египте, изданное в период военного положения; Керзон же хотел обязать Египет продолжать выплату дани Оттоманской империи, предназначенной на покрытие Оттоманского долга (...) до тех пор, пока часть долга, обеспеченная египетской данью, не будет погашена целиком.

Таковы условия, которые Англия на протяжении 16 лет неоднократно пыталась навязать Египту. Эти условия с некоторыми видоизменениями и были воспроизведены в Англо-египетском договоре 1936 года.

Англо-египетский договор 1936 года устанавливает союз между Англией и Египтом (ст. 4); взаимную консультацию в случае конфликтов с прочими державами (ст. 6); взаимную помощь "в случае войны, угрозы войны и чрезвычайной международной ситуации", причём Египет обязуется предоставить Англии "все находящиеся в его распоряжении возможности и помощь", включая использование его портов, аэродромов и средств сообщения (ст. 7).

Оккупация Египта английскими войсками формально прекращается (ст. 1). Но английские сухопутные войска (10 тыс. чел.) и воздушные силы (400 лётчиков) остаются в зоне Суэцкого канала, пока египетская армия не может обеспечить безопасность канала своими силами. Если при обсуждении этого вопроса в будущем возникнут разногласия, они будут переданы на арбитраж через 20 лет после подписания договора (ст. 8). Кроме того, английские войска остаются в Александрии на 8-летний срок и в Каире - впредь до постройки новых казарм в зоне Суэцкого канала, а также ряда военных дорог, перечисленных в особом соглашении. Английские воздушные силы сохраняют право полёта над египетской территорией, право пользования египетскими аэродромами. Всем самолётам, кроме английских и египетских, запрещается полёт над зоной Суэцкого канала. В Александрии сохраняется английская военно-морская база. Английские военнослужащие сохраняют налоговые и судебные привилегии (ст. 9).

Английские офицеры, включая сирдара (генерал-инспектора), отзываются из египетской армии, но для обучения этой армии в Каир приглашается британская военная миссия. Египет посылает своих офицеров для зарубежного обучения только в Англию. Вооружение и снаряжение египетской армии не отличаются по своему типу от английского.

В области внешней политики стороны обязуются не занимать позиций, не совместимых с их союзом (ст. 5), обменяться послами (ст. 2). Пост английского верховного комиссара в Египте отменяется. Английский посол в Египте пользуется старшинством над дипломатическими представителями всех других государств. Англия обязуется поддержать кандидатуру Египта при его вступлении в Лигу наций (что и было сделано в мае 1937 года).

Договор возлагает на египетское правительство "ответственность за сохранение жизни и имущества иностранцев". "Европейское бюро департамента государственной безопасности" закрывается, но британские офицеры остаются в течение 5 лет на командных постах в составе египетской полиции (это условие договора было дважды продлено в 1941 и 1946 годы).

Посты британских советников (юридического и финансового) при египетском правительстве упраздняются. Англия обязуется способствовать отмене режима капитуляций, в частности отмене консульских судов и передаче их функций смешанным судам. Это обязательство было реализовано в апреле-мае 1937 года (см. Монтре конференция 1937 года). Восстанавливается конвенция 1899 года о Судане. Однако договор не отвергает возможности нового соглашения о статуте Судана.

В дальнейшем Англия не осуществила одного из основных условий Англо-египетского договора 1936 года. Она не сократила численности своих войск в Египте до 10 тысяч человек и приступила к их отводу в зону Суэцкого канала лишь в 1946 году.

После второй мировой войны в Египте развернулось широкое движение за отмену Англо-египетского договора и за вывод английских войск из Египта. Под его давлением премьер-министр Египта Нукраши-паша обратился 20. XII 1945 года к Англии с просьбой открыть переговоры о пересмотре Англо-египетского договора, условия которого носят на себе печать предвоенной обстановки и в настоящее время устарели. В ответной ноте от 26. I 1946 года Бевин указал, что считает принципы Англо-египетского договора 1936 года "разумными", однако согласился открыть переговоры. В ходе переговоров, происходивших в Каире с апреля по сентябрь 1946 года, Англия заявила о своём согласии вывести через несколько лет из Египта свои войска при условии организации совместного англо-египетского совета по обороне Египта и Суэцкого канала; сохранения за Англией права вновь ввести в Египет свои войска в любой момент, когда Англия признает, что безопасность Египта находится под угрозой; сохранения в Египте английских морских и воздушных баз; поддержания "союза" Англии и Египта и участия египетской армии в тех войнах, которые Англия будет вести на соседних территориях. Кроме того, Англия требовала сохранения в Судане существующего положения, в том числе британской оккупации Судана.

Египетская делегация отвергла эти условия, но её глава премьер-министр Сидки-паша (...) принял их и в октябре 1946 года подписал с министром иностранных дел Англии Бевином соответствующее соглашение, вызвавшее народное возмущение в Египте. В ноябре 1946 года египетская делегация по настоянию Сидки-паши была распущена. Однако разногласия между Англией и Египтом в интерпретации "суданского протокола", приложенного к соглашению Сидки-Бевина, вынудили Сидки-пашу выйти в отставку. Переговоры между новым египетским премьер-министром Нукраши-пашой и английским послом Р. Кэмпбеллом, происходившие в Каире в январе 1947 года, не привели к результатам. Нукраши заявил, что Египет прекращает переговоры и передаёт вопрос об отмене Англо-египетского договора в организацию Объе динённых наций. В свою очередь Бевин заявил, что Англо-египетский договор 1936 года остаётся в силе.

Дипломатический словарь. Гл. ред. А. Я. Вышинский и С. А. Лозовский. М., 1948.

Литература:

Great Britain and Eqypt 1914 - 1936. London. 1936.67 p. Aghion, R. et Feldman, I. F. Les actes de Montreux (Abolition des capitulation en Egypte). Annotés d après les procès - verbaux officiels des séances. Préf. de N. Politis. Intsod. de S. E. Abd-el-Hamid Badaui pacha, Paris. 1937. XVI, 251 p.-Abbas II Hilmi pacha. A few words on the Anglo-Egyptian settlement. London, 1930. 105 p.-Англо-египетский договор, подписанный в Лондоне 26.VIII 1936 г. "Мировое хозяйство и мировая политика". 1936. № 11. С. 191-199.-Bourgeois, A. La formation de l Egypte moderne. Le traité angloégyptien du 26 aoГ»t 1936 et la convention de Montreux du 8 mai 1937. Paris. 1939. 421 p.

Персоналии:

Страна и регион:

Дата: 
26 августа, 1936 г.