Поиск по документам XX века

Loading

Японо-американское соглашение 1919 года, 9 января

Японо-американское соглашение 1919 года - о межсоюзном контроле над КВЖД и Транссибирскими железными дорогами - подписано 9. I в Токио японским министром иностранных дел Уцида и послом США Моррисом. В 1918 году КВЖД и Сибирская железная дорога были оккупированы войсками интервентов (Японии, США, Англии, Франции и др.). Между двумя "наиболее заинтересованными державами" - США и Японией - начались переговоры об установлении контроля над указанными железными дорогами. Одновременно переговоры по этому же вопросу велись в Омске между представителями колчаковского правительства и Антанты. Намерения США в этом вопросе, нашедшие поддержку у остальных союзников, состояли в том, чтобы не допустить Японию к установлению своего единоличного господства над КВЖД и Сибирской железной дорогой.

По условиям ст. 1 Японо-американского соглашения контроль в зонах действия союзных войск должен был осуществляться особым межсоюзным комитетом в составе представителей держав - участниц интервенции в Сибири и на Дальнем Востоке, а также представителей колчаковского правительства. В ведении комитета должны были находиться технический совет и союзный совет по воинским перевозкам. Согласно ст. 2 охрана железных дорог вверялась союзным военным силам. Ст. 5 устанавливала, что действие соглашения должно прекратиться с отозванием союзных военных сил из Сибири. Согласно меморандуму, приложенному к Японо-американскому соглашению американское и японское правительства должны были запросить правительства остальных "заинтересованных держав" об их согласии с выработанным планом и о желании сотрудничать на его основе.

10. II 1919 года государственный секретарь Лансинг сообщил о принятии и одобрении указанного плана правительством США, но с некоторыми оговорками. Он отметил, что осуществление плана, изложенного в Японо-американском соглашении, не должно означать предоставления державам-контролёрам каких-либо политических или территориальных прав или сфер влияния. Кроме того, он поднял вопрос о финансовой ответственности за предусмотренные планом мероприятия и выразил мнение, что этот вопрос должен подвергнуться обсуждению в дальнейшем.

После одобрения Японо-американского соглашения представителями правительств всех шести "заинтересованных держав" (США, Японии, Англии, Китая, Италии и Франции) уполномоченные колчаковского правительства подписали 14. III 1919 года во Владивостоке декларацию, которая, повторяя в основном содержание Японо-американского соглашения, объявляла о назначении председателем межсоюзного комитета представителя колчаковского правительства инженера Л. А. Устругова, а председателем технического совета - фактического руководителя комитета - Джона Стивенса.

В порядке осуществления Японо-американского соглашения в апреле 1919 года во Владивостоке состоялось совещание командующих экспедиционными силами интервентов. Совещание распределило сферы военного контроля над дальневосточными железными дорогами между войсками Японии, США и Китая (а фактически Японии). Сибирская железная дорога на участке от Байкала до Омска оставалась под фактическим контролем чехословацких войск, действовавших по указаниям Франции и Англии.

С разгромом интервенции и контрреволюции в Сибири и на Дальнем Востоке Японо-американское соглашение потеряло силу.

Дипломатический словарь. Гл. ред. А. Я. Вышинский и С. А. Лозовский. М., 1948.

Персоналии:

Страна и регион:

Дата: 
9 января, 1919 г.