Поиск по документам XX века

Loading

Речь председателя Комитета по делам высшей школы при СНК СССР Кафтанова С. В. (29 мая 1939 г.)

Председатель. Слово предоставляется председателю Комитета по делам высшей школы при СНК СССР тов. Кафтанову,

Кафтанов С. В. Товарищи депутаты! Бюджет нашего Советского Союза, внесенный на утверждение Третьей Сессии Верховного Совета СССР Правительством Союза, является ярчайшим выражением роста могущества нашей прекрасной страны. Этот бюджет будет полностью одобрен всем 170-миллионным советским народом. Он вызовет чувство гордости и радости у каждого трудящегося нашей страны за успехи, достигнутые Советским Союзом во всех отраслях социалистического строительства, за успехи в области экономической жизни нашей родины, за успехи в росте обороноспособности социалистического государства, за успехи в культурном подъеме нашего советского народа.

Рост бюджета Советского Союза за последние два года с 96,6 млрд. руб. до 155,6 млрд. руб. выражает силу и могущество Советской страны, ее неисчерпаемые возможности и огромные творческие силы.

Увеличение бюджета — свидетельство экономического, культурного и политического подъема советского народа, народа-победителя, народа-созидателя, который несокрушимой крепостью сплочен вокруг своей любимой, партии большевиков, вокруг Ленинско-Сталинского Центрального Комитета, вокруг, вождя и учителя товарища Сталина. (Аплодисменты.)

Бюджет 1939 г. является шагом вперед по пути к осуществлению исторических задач, поставленных XVIII съездом партии. За колонками цифр бюджета стоят десятки и сотни тысяч новых тракторов и комбайнов на колхозных полях, новые тысячи самолетов и танков, охраняющих неприступность советских границ. За цифрами бюджета стоят тысячи новых школ, больниц, детских яслей, клубов, театров, новые достижения в области материального и культурного роста многонационального советского народа, который под руководством большевистской партии изгнал помещиков и капиталистов, уничтожил эксплоатацию, взял свою

[295]

судьбу в свои крепкие руки и строит новую, зажиточную, культурную жизнь.

Советский народ под руководством партии большевиков превратил нашу родину из отсталой страны, какой она была в прошлом, в страну самой передовой науки, техники и культуры, в страну обильную, могучую, непобедимую, в неприступную крепость социализма.

Мне в своем выступлении хотелось бы остановиться на культурном строительстве Советского Союза.

В результате достигнутых успехов в строительстве социализма наша страна, в которой в прошлом неграмотные составляли 4/5 населения, превратилась в страну передовой, подлинно народной культуры, в оплот всего прогрессивного человечества. Социалистическая революция, уничтожившая эксплоатацию человека человеком, уничтожившая национальный гнет, сделала науку, культуру, технику, искусство в нашей стране достоянием всего народа. В этом — сила советского строя, в этом—счастье народа, в этом — неограниченные возможности для роста культуры и культурных кадров советской интеллигенции.

На III Всероссийском съезде советов Владимир Ильич говорил:

«Раньше весь человеческий ум, весь его гений творил только для того, чтобы дать одним все блага техники и культуры, а других лишить самого необходимого—просвещения и развития. Теперь же все чудеса техники, все завоевания культуры станут общенародным достоянием и отныне никогда человеческий ум и гений не будут обращены в средства насилия, в средства эксплуатации. Мы это знаем, — и разве во имя этой величайшей исторической задачи не стоит работать, не стоит отдать всех сил?»

И советский народ, руководимый партией большевиков, руководимый величайшим организатором побед социализма, товарищем Сталиным, с каждым днем все более приобщается к высшим завоеваниям человеческой культуры.

На XVIII съезде ВКП(б) товарищ Сталин говорил:

«С точки зрения культурного развития народа отчетный период был поистине периодом культурной революции. Внедрение в жизнь всеобще-обязательного первоначального образования на языках национальностей СССР, рост числа школ и учащихся всех ступеней, рост числа выпускаемых высшими

[296]

школами специалистов, создание и укрепление новой, советской интеллигенции, — такова общая картина культурного подъема народа».

Ярчайшим свидетельством этого культурного подъема является рост просвещения. За две сталинских пятилетки наша страна покрылась мощной сетью начальных, средних и высших учебных заведений. В СССР осуществлено всеобщее обязательное начальное обучение, завершено всеобщее семилетнее обучение в городах. Количество учащихся в начальной и средней школе за одну пятилетку выросло с 21,2 млн. до 29,7 млн. человек. Удвоилось количество учащихся в 5-х и 7-х классах, в 15 раз увеличилось количество учащихся в 8-х и 10-х классах. Если учесть все виды обучения, то на 1939 г. в нашем Советском Союзе обучаются 47 млн., т. е. более четверти всего населения.

Особенно большой рост сети учебных заведений за последние годы мы имеем в республиках Средней Азии, народы которой, в результате грабительской политики царизма, почти не имели доступа к образованию. В этих республиках только за годы второй пятилетки количество учащихся увеличилось от полутора до двух раз, а количество учащихся в полных средних школах— в 3—4 раза.

Огромные достижения мы имеем и в области развития высшего образования. За годы революции во всех республиках, краях и областях создана широкая сеть высших учебных заведений, в которых уже в 1939 г. обучается около 600 тыс. студентов. Это почти на 100 тыс. превышает количество учащихся высших школ всех капиталистических стран Европы вместе взятых.

Если в так называемых «цивилизованных» странах Европы на тысячу человек населения в настоящем году обучается 1 человек, то в СССР, если учесть систему заочного и безотрывного обучения, количество учащихся высших школ на тысячу человек населения достигает 5 человек. Таким образом, по степени развития высшего образования мы уже в 5 раз опередили самые так называемые «цивилизованные» страны.

В высших школах РСФСР сейчас обучается свыше 350 тыс. человек. Это в полтора раза больше, чем во Франции, Италии и Германии вместе взятых.

В высших учебных заведениях Советской Украины обучается студентов больше, чем в Германии, Австрии и Венгрии вместе

[297]

взятых. В Белоруссии, где не было ни одной высшей школы, сейчас создано 23 вуза, в Грузин — 19. На территории остальных республик построено 100 новых высших учебных заведений: университетов, сельскохозяйственных институтов, индустриальных, медицинских и других институтов.

Среди студентов наших вузов много знатных людей — депутатов Верховных Советов, Героев Советского Союза, орденоносцев. В одну только Сельскохозяйственную академию имени Тимирязева в этом учебном году поступили 15 депутатов Верховных Советов республик, 32 орденоносца, среди которых такие люди, как Паша Ангелина, Костенко, Кафанова.

В наших вузах учатся зачинатели великого стахановского движения — Алексей Стаханов, Иван Гудов, Мария Демченко, Дуся и Маруся Виноградовы и многие другие, чьи имена овеяны славой, кого знает и любит вся наша страна.

Народы национальных республик, в прошлом не имевшие своей письменности и культуры, поднялись теперь, в результате торжества ленинско-сталинской национальной политики, до уровня передовых культурных национальностей, создали свою литературу, свой театр, свои кадры советской интеллигенции.

О большом интеллектуальном росте наших национальных республик свидетельствуют такие факты.

В Таджикистане до революции грамотных было всего 0,5 % населения. Сейчас в республике около 4,5 тыс. школ, Количество учащихся превышает 250 тыс. человек.

В Туркменской Республике до революции грамотные составляли 0,7 % населения. В настоящее время республика имеет 4 высших учебных заведения, 33 техникума, 4 рабфака. Всех обучающихся свыше 7 тыс. человек. В республике 32 научных учреждения, 703 библиотеки и выходит 59 газет.

В Киргизии, где до революции процент грамотности не превышал одного, сейчас 1 130 начальных и 542 средних школы, 15 техникумов, 3 вуза. Всего обучающихся 288 тыс. человек. В республике создано 17, новых театров. Киргизским искусством, музыкой восхищаются сейчас на декаде киргизского искусства трудящиеся красной столицы.

В одном только Узбекистане работает сейчас свыше 100 тыс. врачей, учителей, инженеров, геологов и других представителей советской интеллигенции.

[298]

Все эти факты говорят о мощном культурном подъеме многонационального советского народа, о большом интеллектуальном росте советских людей. Товарищ Сталин говорил на XVIII съезде партии:

«В результате всей этой громадной культурной работы народилась и сложилась у нас многочисленная новая, советская интеллигенция, вышедшая из рядов рабочего класса, крестьянства, советских служащих, плоть от плоти и кровь от крови нашего народа, —интеллигенция, не знающая ярма эксплуатации, ненавидящая эксплуататоров и готовая служить народам СССР верой и правдой.

Я думаю, что нарождение этой новой, народной, социалистической интеллигенции является одним из самых важных результатов культурной революции в нашей стране». Исключительно высоко поднял в своем докладе товарищ Сталин роль и значение нашей советской интеллигенции, интеллигенции, с помощью которой советский народ строит коммунистическое общество, с помощью которой наша страна должна решить одну из важнейших политических задач — задачу полной ликвидации пережитков капитализма в сознании людей, воспитания трудящихся масс в духе коммунизма.

Высшая школа Советского Союза превратилась в подлинную кузницу советской интеллигенции. Только за 1938—1939 г. советские вузы выпустили 93 тыс. специалистов для нашей промышленности, сельского хозяйства, для просвещения и культурного строительства. Бюджет 1939 г., вносимый на утверждение Третьей Сессии Верховного Совета СССР, предусматривает дальнейший расцвет советской культуры. Расходы на социально-культурные мероприятия по бюджету определены в размере 38 5G4 млн. руб. В том числе на развитие просвещения предусматривается свыше 21051 млн. руб., что составляет рост по сравнению с прошлым годом на 12,1 %.

Большие ассигнования по бюджету предусматриваются также и на расширение сети высших учебных заведений. Ассигнования на высшие школы по сравнению с 1938 г. увеличиваются на 20,6 %, достигая в этом году 2 574 млн. руб. Особенно, большой рост ассигнований предусматривается на высшие школы в национальных республиках. Если в среднем по Союзу процент роста бюджета на высшие школы составляет 20,6, то по Украине он составляет

[299]

34,8, по Грузии — 65,3, по Узбекистану — 42, по Казахстану — 55,4, по Таджикистану—48,3 и по Киргизии — 202.

Это даст возможность еще больше укрепить сеть вузов и улучшить дело подготовки кадров специалистов в национальных республиках.

В своем выступлении я хочу указать на один из дефектов в работе Наркомфина в области финансирования высших учебных заведений. Этот дефект заключается в том, что как Наркомфином, так и наркоматами выделяется недостаточно средств на укрепление учебно-материальной базы вузов. Я имею в виду в первую очередь оборудование лабораторий и кабинетов. Во многих, даже крупных вузах Союза еще сохранилось оборудование образца 1900—1905 гг.

За эти годы наша техника неизмеримо двинулась вперед. Если мы хотим подготовить специалистов, владеющих нашей новой техникой, а это несомненно, то мы должны обеспечить наши вузы современным оборудованием. Нельзя больше терпеть такого положения, когда, например, в вузах и на факультетах механизации сельского хозяйства нет современных учебных машин, тракторов и комбайнов, знание которых необходимо советским инженерам. Нельзя больше терпеть таких фактов, когда в одном из крупнейших институтов страны, каким является Ленинградский индустриальный институт, на автомеханическом факультете нет ни одной современной учебной машины.

Несмотря на подобные факты, Наркомфин не только не увеличил в этом году финансирования на оборудование вузов, а, наоборот, по вузам наркоматов, ранее входившим в систему Наркомтяжпрома, снял более 50 млн. руб. со средств на оборудование.

Второй участок работы высшей школы, который необходимо поднять, — это строительство общежитий. В ряде крупнейших вузов, как, например, в Московском университете, Московской сельскохозяйственной академии имени Тимирязева, в Омском сельскохозяйственном институте и в др., мы используем кадры высококвалифицированных преподавателей на 50—60 % лишь потому, что не обеспечили эти вузы общежитиями.

В 1938—1939 г. высшая школа провела большую работу. На основе указаний, которые получила высшая школа в исторической речи товарища Сталина на приеме в Кремле работников высшей школы и в выступлении главы Советского Правительства товарища Молотова

[300]

на первом Всесоюзном совещании работников высшей школы, разработаны новые учебные планы, учебные программы по всем общенаучным и специальным дисциплинам. В этом году вузы получили свыше 450 новых и переизданных учебников, разработаны и утверждены Правительством Устав высшей школы, Положение о производственном обучении, о подготовке кадров научных работников

Все эти мероприятия и тот политический подъем, который мы имеем среди учащихся высшей школы и профессорско-преподавательского состава, дали уже значительное улучшение в подготовке советских специалистов. Повысилась успеваемость студентов. Развернута большая научно-исследовательская работа.

Все эти мероприятия, проведенные по высшей школе, мы рассматриваем лишь как начало большой работы, которую предстоит провести в жизнь в связи с решениями XVIII съезда партии, которые обязывают нас повысить качество подготовки советских специалистов.            -

Для этого прежде всего необходимо повысить научный уровень подготовляемых кадров, улучшить экономическую, хозяйственно-организационную подготовку специалистов, ибо перед каждым молодым специалистом нашей страны открыта широкая возможность стать руководителем цеха, предприятия, учреждения, руководителем промышленности, начальником главка и даже наркомом. - Это требует того, чтобы наши кадры, обучающиеся в вузах, знали не только технику производства, но и экономику, принципы организации и планирования народного хозяйства, учет и контроль производства.

Непосредственно с работой высшей школы связана также работа специальных и средних школ Союза. Надо сказать, что те средства, которые государство так щедро отпускает по бюджету на просвещение, на сеть средних учебных заведений, еще недостаточно эффективно используются.

Из средней школы мы уже в этом году выпускаем 280 тыс. человек. Через год эта цифра удвоится, а к концу третьей пятилетки превысит 1 млн. человек. При таком громадном количестве выпускников средней школы мы имеем большой недостаток кадров средней квалификации—экономистов, бухгалтеров, счетоводов, чертежников, лаборантов, кадров средней квалификации для сельского хозяйства и т. д. Необходимо провести в жизнь мысль товарища Молотова, высказанную им на XVIII съезде

[301]

партии о том, чтобы облегчить окончившим среднюю школу включиться в практическую работу, сделать так

«...чтобы перед окончанием средней школы они уже получали хотя бы некоторую подготовку к будущей практической работе».

Осуществление этой задачи поможет решительному улучшению подготовки кадров в наших техникумах и вузах и полностью обеспечит наше народное хозяйство необходимыми кадрами, специалистами всех профессий.

Большие капиталовложения по бюджету 1939 г. предусматриваются также на развитие сети - научных учреждений. Только по бюджету предусматриваются ассигнования в 903 млн. руб., а если учесть все средства, которые отпускаются непосредственно хозяйственными организациями на научную работу, то эта цифра значительно возрастет.

Таких ассигнований не имеет и не может иметь наука ни в одной капиталистической стране. Только в Советском Союзе, где вся работа строится на научных основах, 'возможен такой рост, такой размах научной работы. Эти условия, созданные для наших научных учреждений, необходимо оправдать большевистской творческой работой. Каждый институт, лаборатория, каждое советское учреждение должны найти свое место в решении великих исторических задач третьей сталинской пятилетки.

Необходимо также усилить контроль со стороны наших наркоматов и ведомств за работой научно-исследовательских учреждений и в особенности обратить внимание на своевременное внедрение достижений науки в нашу промышленность. Можно привести десятки фактов, когда наши научно-исследовательские институты разрабатывают новые методы производства, но эти методы не находят применения в промышленности из-за консерватизма некоторых наших хозяйственников.

Внедрение в промышленность достижений науки и новых методов производства, новых изобретений создаст громадный резерв нашему народному хозяйству, даст возможность более эффективно использовать те затраты, которые так щедро отпускает наше государство по бюджету 1939 г.

Товарищи депутаты! В результате мероприятий партии и Правительства мы имеем в нашей стране гигантский рост культуры, науки и искусства. СССР превратился в подлинный центр прогресса, развития подлинной народной культуры.

[302]

Совсем другое  положение мы наблюдаем в странах капитала. Уменьшение количества учащихся в школах, сокращение сети театров, безработица среди людей интеллектуального труда — вот картина, характеризующая сейчас положение культуры на Западе. Капитализм, который на заре своего развития создал материально-культурные ценности, создал целую плеяду крупнейших мыслителей, ученых, как Лагранж, Лаплас, Карно и др., развивал науку и этим способствовал росту производительных сил, — сейчас исчерпал себя. Капиталистическая система не в состоянии больше обеспечить развитие производительных сил, наоборот: капиталистическая система стала тормозом в развитии производительных сил. Капитализм превратился в душителя культуры. Он переживает глубокий экономический и политический кризис, который неизбежно приводит и к кризису интеллектуальной жизни капиталистического общества.

О том, в каком положении находятся сейчас наука и культура в капиталистических странах, свидетельствуют высказывания многих ученых, которые все более и более обращают свои взоры к Советскому Союзу.

Вот что пишет один из крупнейших мировых профессоров-физиков — Бернэль в своей статье «Наука и промышленность»: «Современное направление экономического и политического развития не оставляет никаких надежд на то, что физическая наука сможет реализовать свои возможности или хотя бы избегнуть использования науки для разрушения мира, который она помогала создать. Если наука хочет помочь человечеству, она должна найти нового хозяина».

Новый хозяин—Это пролетариат, который раскрепостит производительные силы от пут капитала и тем самым создаст условия для роста науки и культуры, как это имеет место в нашей Советской стране.

Другой крупный ученый в области агрономической науки — профессор Даниэль Холл в своей статье «Наука и сельское хозяйство» Пишет: «Государственная организация сельского хозяйства в той или иной форме сделалась неизбежной. Многие отрасли сельского хозяйства Великобритании погибли бы, если бы их не подкармливали. Остается вопрос, какую форму должна принять эта организация. Перед нами есть один пример — русский план. Он представляет собой то, что можно назвать инженерным решением вопроса».

[303]

Если в странах капитализма наука и культура очутились й тупике и ищут выхода, то в странах фашизма они подвергаются полнейшему разгрому. Истинная наука заменяется средневековым мистицизмом, бредовыми расовыми теориями, которые фашизм культивирует для оправдания своих грабительских войн.

Слово «культура»' в этих странах является синонимом слова «революция». В росте культуры фашизм видит свою гибель. Фашизм стремится уничтожить лучшие памятники культуры, сжигая ценнейшие произведения мировых художников, поэтов, писателей и музыкантов.

Фашизм стремится повернуть человечество назад к средневековью, к варварству. Но не удастся ему уничтожить культуру, веками созданную лучшими представителями человечества, ибо на смену доживающему свой век капитализму идет новый строй — социализм, который уже победил на одной шестой части земного шара.

Социализм является достойным наследием всего лучшего, что создано передовым человечеством. В Советском Союзе все трудящиеся массы под руководством нашей партии, под руководством товарища Сталина создают радостную и культурную жизнь. СССР стал центром культуры и прогресса, оплотом всего передового человечества, на СССР обращены взоры не только трудящихся — рабочих и крестьян, но и всей передовой интеллигенции мира.

Заканчивая свою речь, мне хочется напомнить вам слова одного крупнейшего мыслителя прошлого столетия — Виссариона Белинского, который почти 100 лет тому назад гениально предвидел будущее России. Он писал: «Завидуем внукам и правнукам нашим, которым суждено видеть Россию в 1940 г. стоящею во главе образованного мира, дающею законы и науке и искусству и принимающею благоговейную дань уважения от всего просвещенного человечества».

Мы видим, как сбылись предвидения Белинского. Наша страна превратилась в оплот культуры, она дает лучшие образцы искусства, она приобщила к культуре, к науке массы советского народа.

Только советским людям, представителям свободного народа, удалось раскрыть тайны Северного полюса, открыть новую трассу через Атлантический океан в Америку, завоевать первенство на международных конкурсах. Все это является результатом роста социалистической культуры.

[304]

Эти достижения в нашей стране стали возможны благодаря тому, что организатором, вдохновителем всех наших побед является величайший ученый нашего времени, человек, гениально обобщивший опыт революционной борьбы пролетариата, человек, с именем которого стахановцы одерживают победы в промышленности, с именем которого наши художники создают новые яркие образцы искусства и ученые раскрывают тайны природы. Имя этого великого и любимого человека — Сталин. (Бурные аплодисменты.)

Под его руководством великий советский народ высоко поднял знамя прогресса, знамя культуры, знамя Маркса—Энгельса-Ленина—Сталина.

Да здравствует непобедимое знамя коммунизма!

Да здравствует великий организатор наших побед товарищ Сталин! (Аплодисменты.)

[305]

Персоналии:

Дата: 
29 мая, 1939 г.