Поиск по документам XX века

Loading

Речь депутата Ибраимова М. И. (28 мая 1939 г.)

Председатель. Слово имеет депутат Ибраимов.

Ибраимов М. И. (Бахчисарайский округ, Крымская АССР). Товарищи депутаты! 9 месяцев тому назад работала Вторая Сессия Верховного Совета Союза ССР и приняла ряд важнейших законов, которые играют громадную роль в жизни нашей страны.

Эти законы способствовали еще большему развитию советской демократии и осуществлению задач, стоящих перед нашей страной, страной, в которой торжествует великая Сталинская Конституция.

За истекший отрезок времени в нашей необъятной стране произошли новые огромной важности события. Исторический XVIII съезд нашей партии и доклад великого вождя народов товарища Сталина вооружили страну программой борьбы за дальнейшие победы коммунизма.

[280]

Народы Советского Союза, вооружившись решениями XVIII съезда партии и гениальным докладом товарища Сталина, широко развертывают на предприятиях, в колхозах и в научных учреждениях социалистическое соревнование имени Третьей сталинской пятилетки.

Третья Сессия Верховного Совета СССР собралась в обстановке огромного подъема творческой трудовой активности рабочих, колхозников и советской интеллигенции, в обстановке борьбы за выполнение основной экономической задачи, поставленной товарищем Сталиным,—догнать и перегнать в экономическом отношении наиболее развитые капиталистические страны Европы и США в ближайшие 10—15 лет.

Успешно выполнив второй пятилетний план, наша страна вступила в новую полосу развития, в полосу завершения строительства бесклассового социалистического общества и постепенного перехода от социализма к коммунизму. Ко дню открытия Третьей Сессии тысячи заводов, фабрик, колхозов и совхозов подготовили новые производственные подарки в виде выполнения и перевыполнения своих производственных планов. Эти факты являются ярким показателем мощного подъема политической активности советского народа, дальнейшего укрепления его морально-политического единства, свидетельством его неисчерпаемой энергии, воли, силы и любви к родине.

Третий пятилетний план развития народного хозяйства Союза ССР, за выполнение которого с энтузиазмом взялись народы Советского Союза, несет нашей стране дальнейшее усиление ее хозяйственной и оборонной мощи, громадный рост культуры и дальнейший подъем материального благосостояния трудящихся.

Советский Союз прекрасно помнит указания товарища Сталина на XVIII съезде партии о том, что выполнение плана третьей пятилетки требует от нас серьезных капитальных вложений для всемерного расширения нашей социалистической промышленности.

В выполнении этой задачи имеет решающее значение государственный бюджет Советского Союза, проект которого рассматривается на Третьей Сессии Верховного Совета СССР.

Представленный бюджет составлен в полном соответствии с народнохозяйственным планом 1939 г. — второго года третьей сталинской пятилетки.

[281]

Как видно из доклада тов. Зверева, доходы государственного бюджета возросли по сравнению с 193S г. на 22 %. Вот разительный результат роста бюджета Советского Союза.

Такое увеличение доходов госбюджета есть результат роста нашей социалистической промышленности, товарооборота, увеличения размеров прибылей государственных и 'кооперативных организаций. Это есть результат роста доходов населения нашей великой страны.

По расходам бюджет 1939 г. по сравнению с 1938 г. увеличивается на 25 %. В этом году ассигнования на социально- культурные мероприятия возрастают на 9,2 % по сравнению с 1938 г.

Удельный вес расходов на просвещение в общей сумме затрат госбюджета на культурные мероприятия составляет 54,6 %.

Товарищи депутаты! По бюджету на 1939 г. ассигновано 40 885 млн. руб. на оборону нашей страны. Я не ошибусь, если скажу, что народы Советского Союза единодушно одобрят это мероприятие нашего' Советского Правительства. Мы знаем, что Советская страна находится в капиталистическом окружении, и это требует от нас всемерного укрепления мощи Рабоче-Крестьянской Красной Армии и Военно-Морского Флота.

О мощи нашей Рабоче-Крестьянской Красной Армии, очень ярко и убедительно говорил товарищ Ворошилов на XVIII съезде партии с этой трибуны. Товарищ Ворошилов сказал, что

«Центральный Комитет Партии и Правительство, товарищ Сталин, вся партия, весь народ требуют, чтобы мы не отставали от наших соседей в области вооружений и оборонной мощи нашего государства, и мы, как видите, не отстаем, не имеем права отставать».

Ассигнуя на 1939 г. по бюджету 40885 млн. руб., мы идем именно по этому пути.

В значительной степени возрастает объем бюджетов союзных и автономных республик, основные суммы которых направляются на финансирование культурных мероприятий.

В результате огромного внимания и повседневной помощи партии и Правительства ранее отсталые национальные окраины бывшей царской России превратились в цветущие республики, народы которых живут счастливой жизнью под солнцем Сталинской Конституции.

Я хочу это показать на конкретном примере Крымской АССР.

[282]

Из года в год растет бюджет Крымской республики и увеличиваются ассигнования на развитие народного хозяйства, на социально-культурные мероприятия. В 1923 г. бюджет нашей республики составлял 8 200 тыс. руб., в 1928 г. он дошел до 17 600 тыс. руб., в 1932 г. — до 51 600 тыс. руб., в 1937 г. — до 200 227 тыс. руб., а в 1939 г. он составляет 252 826 тыс. руб. Таким образом, бюджет нашей республики увеличился по сравнению с 1923 г. в 38 раз: с 1928 г. — в 15 раз, с 1932 г. — в 5 раз.

Самая большая часть бюджета направляется на социально-культурные мероприятия. По бюджету 1939 г. ассигнования на просвещение и здравоохранение составляют 166 995 тыс. руб., или 68 % всего бюджета. На просвещение в 1935 г. было ассигновано 35 765 тыс. руб., а в 1939 г.—94164 тыс. руб. Как видите, рост почти в 3 раза по сравнению с 1935 г.

На здравоохранение в 1935 г. было ассигновано 27 250 тыс. руб., а в 1939 г.—68 436 тыс. руб., т. е. рост по сравнению с 1935 г. в 2,5 раза.

Объем капиталовложений в 1939 г. на народное хозяйство, подведомственное Крымской АССР, составляет 35 млн. руб. Рост по сравнению с 1938 г. на 14 %.

Крым—ранее отсталая царская окраина—не имел промышленности и развитого сельского хозяйства. После Великой Октябрьской социалистической революции под руководством нашей партии и с помощью русского народа Крым превращен в цветущую республику Советского Союза. Продукция всей промышленности, находящейся на территории Крымской АССР, достигла к началу третьего пятилетия 565 млн. руб., т. е. увеличилась почти в два раза по сравнению с началом второй пятилетки и в семь раз по сравнению с началом первой пятилетки.

Ярким показателем быстрых темпов развития промышленности Крыма является то, что уже в 1937 г. около 74 о/о промышленной продукции вырабатывалось заводами, построенными и полностью реконструированными за годы Советской власти.

Непрерывно растет продукция местной промышленности. В 1932 г. продукция местной промышленности составила 149 млн. руб., в 1937 г.—272 млн. руб., в 1938 г.—329 млн. руб. В 1939 г. выпуск продукции местной промышленности запланирован в сумме 366 млн. руб.

Большие средства вложены в сельское хозяйство Крымской АССР. Здесь, как и во всем Советском Союзе, создано крупное

[283]

механизированное социалистическое сельское хозяйство. Все колхозы обслуживаются машинно-тракторными станциями. За годы Советской власти созданы крупные зерновые и животноводческие совхозы, оснащенные мощной техникой. С каждым годом увеличивается стоимость трудодня колхозников.

Для участия в Сельскохозяйственной выставке от передовиков социалистического земледелия Крыма подано 4 209 заявлений.

В Крымской АССР огромное народнохозяйственное значение приобретают вопросы орошения. В 1936 г. все орошаемые площади Крыма составляли 12,6 тыс. га, а в 1938 г. их стало 36 тыс. га, или рост в три раза.

Быстро растут кадры советской интеллигенции, рабочих и служащих во всех отраслях народного хозяйства Крымской АССР. В 1928 г. во всех отраслях народного хозяйства и культуры было занято рабочих, инженерно-технических работников и служащих всего 89 тыс. человек. В 1938 г. их было уже 238 тыс., т. е. в 2.7 раза больше. Инженерно-технических работников в промышленности в 1928 г. было 2 812 человек, а в 1938 г.—4502.

Педагогов в 1928 г. у нас было 4 387, а в 1938 г.—7 371, врачей в 1928 г. было 867, а в 1938 г.—2 350.

Рост социалистической культуры в Крымской АССР характеризуется следующими данными.

В 1913 г. учащихся было 48 тыс., в 1928 г.—76 тыс., или в 1,6 раза больше; в 1937 г. число учащихся достигло 180 тыс., т. е. увеличилось в 3,8 раза по сравнению с 1913 г., и, наконец, в 1938 г. их стало 206 тыс., т. е. в 4,7 раза больше по сравнению с 1913 г.

За прошедшие 5 лет в Крымской АССР построено 55 новых школ на 19 723 места. Кроме этого, в порядке пристроек и реконструкции мы увеличили число школьных мест еще на 5550.

Динамика бюджета народного просвещения лучше всего характеризуется затратами на душу населения. В 1928 г. на одного жителя приходилось расходов на народное просвещение 7 руб., в 1932 г.—22 руб., а в 1938 г. эти расходы достигли уже 90 руб.

Рост и улучшение медицинского обслуживания граждан Крымской АССР можно проиллюстрировать следующими данными: количество больничных коек, в том числе и на селе, достигло к 1939 г. 6 903. За последние 10 лет количество больничных коек больше чем удвоилось. Увеличилась сеть родильных домов. Исключительно быстро растет сеть фельдшерских и акушерских пунктов.

[284]

Расходы по линии здравоохранения на душу населения увеличились с 8 руб. в 1928 г. до 18 руб. в 1932 г. и 60 руб. в 1939 г.

Несколько слов о состоянии местных бюджетов.

Нам памятно, что Вторая Сессия Верховного Совета СССР в законе о государственном бюджете поручила Наркомфину и его органам укрепить местные бюджеты путем установления более устойчивых источников дохода.

Я должен заявить, что этот закон, принятый на Второй Сессии Верховного Совета СССР, в этой части еще полностью не выполнен. Для местных бюджетов до сих пор еще не закреплены постоянные доходные источники.

Я хочу эту мысль проиллюстрировать следующими примерами. На 1939 г. по Крыму отчисления от налога с оборота сократились с 11,8 до 4 %. Это сокращение проведено с 1 января. В то же время сильно повысились отчисления от массовых займов в республиканский бюджет (с 10 до 25 % в городах и с 50 до 90 % на селе) и от сельскохозяйственного налога, который будет поступать в наш бюджет только начиная с августа и сентября.

В силу этого создается большой кассовый разрыв местных бюджетов. Сейчас Крымская Республика должна получить около 5 млн. руб. ссуды из Наркомфина РСФСР на покрытие этого разрыва. Кассовые разрывы приводят к тому, что целый ряд расходов остается невыполненным, и финансирование проходит с большими перебоями. Этим объясняется в частности неудовлетворительное выполнение бюджета нашей республики в I квартале 1939 г. При годовом назначении в 244 млн. руб. он выполнен по расходам всего лишь на 49,4 млн. руб., или на 20,2 %. По этой же причине принятая по местному бюджету сеть культурно-бытовых учреждений остается неразвернутой и капиталовложения не осваиваются.

Местные бюджеты в процессе их составления подвергаются неоднократным ломкам вследствие того, что Наркомфином меняются но нескольку раз проектировки по доходам, расходам и по отчислениям от налога с оборота.

Коррективы вносятся Наркомфином обычно после того, как Утверждены сельские бюджеты, составляемые по закону до 1 января. В текущем же году эти коррективы были внесены Даже после утверждения большинства районных и городских бюджетов.

[285]

Так например, после утверждения наших сельских бюджетов Наркомфином в мае переданы с сельских бюджетов на районные бюджеты ветеринарно-врачебные и ветеринарно-фельдшерские пункты. Далее, после утверждения районных и городских бюджетов увеличились отчисления от займов, сельхозналога, подоходного налога с населения и т. д. и сократился ряд расходов (на просвещение, управление и др.).

Такое положение крайне болезненно отражается на исполнении бюджетов, так как не дает возможности установить план финансирования районов и городов, которые в результате этого живут по плану прошлого года, что дезорганизует работу отдельных учреждений.

После того как почти истекло первое полугодие, в течение которого наркоматы, районы, города и республики жили по лимитам и штатам, установленным центром на 1939 г., в мае директивой Наркомфина сокращаются расходы на управление на 5,5 % по отношению к годовому лимиту. Фактически это сокращение составит до 10 %, поскольку первое полугодие учреждения содержались исходя из более высоких лимитов центра.

При наличии в Крымской АССР до 500 административных единиц и свыше 20 республиканских наркоматов и других учреждений не отпускается по бюджету никаких ассигнований на ремонт помещений, а суммы, отпускаемые на хозяйственные расходы, крайне недостаточны. В результате по местным бюджетам ежегодно допускаются крупные перерасходы по управлению. Между тем органы управления, содержащиеся на государственном бюджете, находятся в лучших условиях и в смысле штатов и в смысле ассигнований на хозяйственное обслуживание и ремонт.

Необходимо Наркомфину СССР и Наркомфину РСФСР детально изучить вопрос о нормах расходов на управление по местным бюджетам.

Лимиты на капиталовложения устанавливаются центром обычно не в начале года, а с большим опозданием, а это является одной из причин того, что капиталовложения не осваиваются и стройки не заканчиваются в установленные сроки. Необходимо этот вопрос урегулировать таким образом, чтобы капиталовложения отпускались в начале года, и этим способствовать быстрому их освоению.

На основании постановления СНК СССР от 19 сентября 1935 г. о внелимитных затратах разрешается расходовать на

[286]

благоустройство районных центров до 23 тыс. руб. на район, что является совершенно недостаточным.

Я целиком присоединяюсь к мнению тех депутатов, которые говорили, что эту сумму необходимо довести до 50 тыс. руб. и что нужно дать право местным органам регулировать эту сумму в пределах области и края в зависимости от нужд того или иного района.

Товарищи депутаты! Бюджет 1939 г. составлен в полном соответствии с народнохозяйственным планом Советского Союза. Успешное его выполнение даст возможность умножить наши достижения, ускорить выполнение основной экономической задачи, поставленной XVIII съездом нашей партии, — догнать и перегнать и в экономическом отношении наиболее развитые капиталистические страны в ближайшие 10—15 лет.

Можно быть уверенным, что государственный бюджет СССР, утвержденный данной Сессией, будет выполнен с честью. Порукой этому наше сталинское Правительство во главе с товарищем Молотовым, наша коммунистическая партия и великий вождь народов любимый товарищ Сталин. (Аплодисменты.)

Председатель. Товарищи депутаты! Время заседания истекло. Следующее заседание Совета Национальностей состоится 29 мая в 11 часов дня.

Объявляю заседание закрытым.

[287]

Персоналии:

Страна и регион:

Дата: 
28 мая, 1939 г.