Поиск по документам XX века

Loading

Тыркова А.В. Дневники. 1911.04.05 [ Сплетня и анекдот царят властительно ]

5 апрель [1911]

От поездки в Москву у меня остался ряд впечатлений. Как не похоже там все на наше здешнее, петербуржское. Они живут теснее, а кружковщина больше, интересы как будто живее, а сплетня и анекдот царят властительно. Впрочем, это и в Петербурге есть, только мы сумели устраниться и до нас дрязги мало доходят.

- Вы к Жуковским? - спрашивает милая Л. В. Лепешкина (195) и как-то по-стародевичьи поджимает губы. - Я их не знаю. Они очень весело живут. Все в кутящей компании... Брайловские и другие.

Я удивлена. Непохоже на то, что я слышала о жене Дмитрия Евг[еньевича Жуковского] (196). Но на всякий случай мы с Софой (197) прихорашиваемся. Приезжаем. Сидит Бердяев, его красивая жена, маленькая, невзрачная дама в кресле, другая дама, еще господин — и никакого великолепия. Все просто. Буфетишко какой-то приткнут к стене. В углу ящики, покрытые холстом, должны заменять диван. Очень хорошо. И Жуковская сама тихая, глухая, с какой-то медленной улыбкой, с внимательным взглядом маленьких глаз, — чем больше к ней приглядываешься, тем больше она нравится.

Вечером у Л[идии] Вл[адимировне Лепешкиной] гости в мою честь. Тонная, скучная М-me Гольдовская (198), уже совсем старуха, а рядом муж (199) розовощекий, упитанный сытостью, довольный собой и с каким-то мелким блудливым взглядом. Земец Полнер (200), красивый, живой, интересный, отличный рассказчик. Какая-то смесь актера и общественника. Нет маклаковской наглости и развязности, но в живости есть что-то общее. Много рассказывал о духоборах, о том как Вершин прятался от кн. Львова (201) и от него самого.

Был художник Первухин (202). Больной, худой, с глазами безнадежно-чахоточными и с остроумной, блестящей речью. Какой- то толстый, белокурый, мягкотелый доктор разваливался на всех диванах и всех громил. Они втроем - Б. Зайцев (203) был третий - все говорили об искусстве. До меня долетали, к сожалению, только отрывки, п[отому] ч[то] дамы, по очереди меня занимали. Бедные дамы, какой в них микроб бараньей скуки. Только к жене (204) Зайцева это не относится. Сам Зайцев красивый, только чересчур розовый, и есть в лице что-то асимметричное. Глаза острые, но спокойные. Привлекательный и осторожный. За ужином и после ужина много пил, но не пьянел. О людях говорит сдержанно, скорее мягко. Очень мне понравился. А жена как вихрь. Некрасивая, лицо мятое, не свежее. А тело гибкое и молодое. Шея открытая, стройная. И полная необузданность в словах и жестах. Тоже что-то совсем московское, какая-то дикая, а все-таки красующаяся потребность быть непосредственной.

Я их троих таких видела. Зайцева — раз. Жена А. П. Грессера (205) - два. Та молодая, привлекательная, с наклеенной родинкой и широкими серыми глазам. А ресницы черные. Нарядная и неряшливая. Думает вслух и все стремится - «так ему в глаза и сказать». Крандиевская (206) — три. По существу как будто совсем другая, писательница, гораздо старше и умнее тех, но до смешного они все сродни какой- то общей буржуазностью, несуразностью, откровенным нежеланьем считаться с чужим присутствием, настроеньем, желаньем.

Днем вошла на минутку в контору «Рус[ской] Мысли» (207). Было сумрачно и от этого еще темнее и резче показалось мне лицо Брюсова (208). Я его сразу узнала по портретам. Только думала, что он хуже. Он стройный, и если не высокий, то и не маленький. Темные волосы, коротко подстрижены, лоб выпуклый и весь в каких-то шишках. Глаза стальные, скорые, тяжелые. Впрочем, я не уверена во всем этом. Что-то мне мешало его хорошенько рассмотреть. В разговоре он сказал, что он председатель Л [итературно]-Худ[ожественного] Кружка (209).

Брюсов.

—           Председатель? Но ведь это большой картежный клуб. Разве это не мешает писательству?

—           Почему? Юлий Цезарь был полководец, правитель и писатель.

Вот оно что - Юлий Цезарь! А Брюсов и впрямь московский римлянин. Смутно мерещилось мне отдаленное сходство с Гучковым. То же неговорливое тяготенье к власти, какая-то одетая в железную перчатку рука. А не захочет ли Брюсов стать когда-нибудь московским городским головой? Я боялась бы этого человека.

После лекции долго спорили с Шаховским. О сущности критики и о сущности вещей, о пределах внутреннего и внешнего опыта. Шаховской говорил, что до сих пор вся наша культура шла из дворянства, что поэт только берет из жизни и суммирует. И я говорила, что до Пушкина Татьяны не было. И теперь должен прийти поэт и показать нам наш новый национальный характер. Мы оба сошлись на том, что критики у нас нет и что это подлинная беда.

Лекция сошла довольно удачно. Говорилось легко, пришлось выйти и кланяться, и это было бы только смешно, если бы не подлинная приветливость на лицах молодежи, окружившей эстраду.

Здесь текст приводится по изданию: Наследие Ариадны Владимировны Тырковой. Дневники. Письма. [Сост. Н.И. Канищева]. М., 2012, с. 98-99.

Примечания

195. Лепешкина Лидия Владимировна (1862-?) - писательница. Жена серпуховского земского деятеля князя С. И. Шаховского.

196. Жуковский Дмитрий Евгеньевич (1866—1943) — биолог по образованию, переводчик и издатель философской литературы. См. ст. Жуковский Д.Е.

197. Речь идет о дочери Тырковой от 1-го брака Софье Альфредовне Борман, в замужестве Бочарской. В годы 1-й мировой войны работала сестрой милосердия. В марте 1918 вместе с матерью и Г. Вильямсом выехала в Лондон, училась в одном из колледжей Лондонского университета. В конце лета 1919 возвратилась в Россию на английском военном корабле с госпитальным грузом. Служила медсестрой в Павловском полку. В январе 1920 ее, тяжело больную, офицеры полка вывезли в Константинополь, затем в Грецию и Сербию. Выздоровев, вышла замуж за офицера полка — П. В. Бочарского и отправилась вместе с ним в Крым в войска генерала П. Н. Врангеля. После поражения Русской армии Врангеля вместе с мужем эмигрировала в Лондон. Родила дочь Ариадну. Переехала с мужем в Берлин, однако там ее брак распался.

198. Гольдовская (урожд. Хин) Рашель Мироновна (в 1-м браке Фельдштейн) (1858—1922?) — писательница, драматург. Член Общества любителей российской словесности при Московском университете. Сотрудничала в журналах «Русская мысль», «Восход», «Вестник Европы», «Голос минувшего», «Былое», а также в газетах «Неделя», «Русские ведомости», «Петербургские ведомости», «Новости», «Русское слово». Пьесы «Поросль» и «Наследники» шли в московском Малом театре в 1910-1911.

199. Гольдовский Онисим Борисович (18657-1922) - юрист, присяжный поверенный в Москве, был защитником по ряду политических процессов. Публицист, сотрудничал в журнале «Былое».

200. Полнер Тихон Иванович (1864-1935) - журналист, историк, издатель; земский деятель. Секретарь организационного бюро общего съезда земских и городских деятелей; секретарь съездов земских и городских деятелей июля и ноября 1905. Редактор журнала «Известия общеземской организации» (1905-1906). Автор трудов по истории земского движения: «Общеземская организация на Дальнем Востоке» (2 т.; освещает земскую деятельность в годы Русско-японской войны), «Наше земство и 50 лет его работы» (в соавт. с кн. Г. Е. Львовым); «Жизненный путь князя Г. Е. Львова»; «Лев Толстой и его жена».

201. Львов Георгий Евгеньевич (1861-1925) - князь; землевладелец; общественный и политический деятель. Председатель Тульской губернской земской управы (1902-1905). В период Русско-японской войны 1904-1905 возглавлял созданную Российским обществом Красного Креста комиссию для координации деятельности земств и городов по формированию врачебно-продовольственных отрядов, выезжал во главе одного из отрядов в Маньчжурию. Член кружка «Беседа», «Союза освобождения», «Союза земцев-конституционалистов», участвовал в земских совещаниях и съездах. Осенью 1905 вступил в кадетскую партию, позднее вышел из ее рядов. Депутат I Государственной думы. Активно занимался благотворительной деятельностью. Основал организацию для помощи переселенцам в Сибири и на Дальнем Востоке (1908). Посетил США и Канаду (1909) с целью изучения местного опыта колонизации, знакомства с жизнью духоборов.

202. Первухин Константин Константинович (1863-?) - живописец-пейзажист; в Третьяковской галерее имеются две его картины: «Осень на исходе» и «Зима».

203. Зайцев Борис Константинович (1881-1972) - прозаик, мемуарист, переводчик. Член кружка московских неореалистов «Среда» (с 1902). Сотрудничал с журналом «Вопросы жизни» (с 1904), бывал на «Башне» Вяч. Иванова. Редактор литературно-художественных альманахов «Шиповник» (с 1907).

204. Зайцева (урожд. Орешникова, в 1 -м браке Смирнова) Вера Алексеевна (1878-1965)-жена Б. К. Зайцева.

205. Грессер А. П. — землевладелец, общественный деятель. Член Владимирского губернского комитета кадетской партии.

206. Крандиевская (урожд. Тарханова) Анастасия Романовна (1865—1938) — писательница, сотрудница журнала «Жизнь». Муж — издатель В. А. Крандиевский; дочь — Н. В. Крандиевская (в замужестве Крандиевская-Толстая) (1888—1963), поэтесса.

207. «Русская мысль» — ежемесячный научный, литературный и политический журнал. Издавался в 1880—1918 в Москве. Основатель и один из руководителей журнала на протяжении свыше 25 лет — В. М. Лавров. До 1885 журнал выходил под редакцией С. А. Юрьева, с 1885 и до 1906 - В. А. Гольцева, до 1918 - П. Б. Струве (с 1911 - совместно с А. А. Кизеветтером). Состоял из двух частей: художественно-литературной и научно-исторической.

208. Брюсов Валерий Яковлевич (1873-1924) - поэт; основоположник русского символизма. Руководил издательством «Скорпион», редактировал журнал «Весы». Председатель дирекции Литературно-Художественного кружка (1908—1920).

209. Литературно-Художественный кружок — один и первых клубов московской интеллигенции. Создан в 1899 по инициативе А. П. Чехова, К. С. Станиславского, М. Н. Ермоловой, А. И. Южина-Сумбатова, А. Ф. Кони и др. К 1917 состоял из 300 действительных членов, 213 кандидатов (артистов, ученых, общественных деятелей) и 407 членов-соревнователей (крупных фабрикантов, банкиров, адвокатов, инженеров, врачей). На знаменитых «вторниках» кружка выступали русские и зарубежные писатели, артисты, читались доклады и лекции, проводились диспуты, отмечались юбилеи. Кружок вел благотворительную деятельность, в частности, финансировал заграничные гастроли МХТ (1906). При кружке было создано Общество свободной эстетики (1908). Кружок издавал «Известия» (1913—1917). Председатель дирекции - А. И. Южин-Сумбатов (1899-1908), затем В. Я. Брюсов (1908-1920). Закрыт в 1920.

Страна и регион:

Дата: 
18 апреля, 1911 г.