19 янв[аря] [1910]
Вчера был А. А. Свечин (155). Он мягкий и широкий человек. Говорит о евреях с улыбкой. Считает, что без них было бы трудно им, помещикам. Но все-таки понимает, что трудовик Локоть (156) начал печатать в Киеве националистический журнальчик, п[отому] ч[то] евреи их на Юго-Западе одолели.
— Еще один еврей ничего. Но они тащат за собой всех родственников. И это уже слишком. Помещик-еврей делает много добра крестьянам, но экономия наводнена приказчиками-евреями. Три мужика пашут, а за ними еврейчик бежит.
Ремизов (157) рассказал, как Ал[ександр] Блока (158) выгнали из «Шиповника» (159). Рассказ[ал] мастерски, словечками и ужимками чисто Ремизовскими. Но клянется и божится, что все так и было.
— Шел Блок по Гороховой. Навстречу ему Андреев, Леонид (160). Поговорили. Так и так. Блок и говорит: «Ожидовела у нас Россия». Сказал, и уехал в Италию. Два месяца ездил. Вернулся. Утром, в 8 часов, спит Блок. Звонок. «Надо Блока видеть». - Барин спит. - «Разбудите. Я Копельман (161), по самонужнейшему делу». Дают Блоку карточку, - Копельман, Шиповник. Он присел на кровать, кое-как прикрылся. Выходит. - Здравствуйте! - «Здравствуйте. Вы говорили, что Россия ожидовела?» — Говорил... - «Ну так вы не можете больше в Шиповнике работать». Вот и все.
Ремизов больше всего за язык русский тревожится. С самого, говорит, детства приходится нам по еврейским книжкам учиться. Венгеров (162) там и все прочее.
Зато и евреи чуют, что не все ладно.
У Протопоповых Р. Г. Винавер (163) говорила о Струве.
— Он совсем стал странный. Я даже просто нахожу, что он с большим душком.
— Что это значит? Струве человек редкой честности и искренности.
— Вы думаете? — лицо у нее стало такое злое, с резко еврейским выражением. - Вы и его письмо к Антонию (164) оправдываете?
— Зачем я буду его оправдывать. Я могу не соглашаться с ним, как я не соглашаюсь с аплодисментами Милюкова по адресу Столыпина (165). Но оправдывать надо людей, в порядочности которых сомневаешься. А здесь этого нет.
— Ну, Милюкова я лучше понимаю. У него были политические соображения. А Струве...
И я поняла, что Струве еще много придется выдержать именно от евреев.
Здесь текст приводится по изданию: Наследие Ариадны Владимировны Тырковой. Дневники. Письма. [Сост. Н.И. Канищева]. М., 2012, с. 89-90.
Примечания
155. Свечин Александр Александрович (1865—?) — полковник гвардии в отставке, общественный деятель. Председатель Черниговской губернской земской управы. Член кружка «Беседа», «Союза освобождения». Участник земских и городских съездов 1904—1905. Член ЦК кадетской партии, входил в Петербургский городской комитет. Депутат 1 Государственной думы.
156. Локоть Тимофей Васильевич (1869-1942) - см. ссылку Локоть Т.В.
157. Ремизов Алексей Михайлович (1877—1957) — см. ссылку Ремизов А.М.
158. Блок Александр Александрович (1880—1921) — поэт; на начальном этапе испытывал влияние мистической поэзии Вл. Соловьева, тяготел к символизму. В дальнейшем основной темой творчества стало осмысление роли человека в современной социальной среде. Выступал с критическими и публицистическими статьями и очерками.
159. «Шиповник» — литературно-художественный альманах. Выходил в 1907-1917 (всего 26 кн.) в Петербурге/Петрограде в одноименном издательстве, основанном 3. И. Гржебиным и С. Ю. Копельманом. В альманахах, полемически заостренных против горьковских сборников «Знание», публиковались главным образом символисты.
160. Андреев Леонид Николаевич (1871-1919) - прозаик, драматург, публицист. Начал печататься в 1892. Первый сборник его рассказов вышел в издательстве «Знание» (1901). Во время Первой русской революции был захвачен революционными настроениями. С 1907 постепенно отходит от горьковского «Знания» и сближается с издательством «Шиповник», в одноименных альманах которого публикует свои пьесы. Противник смертной казни.
161. Копельман Соломон Юльевич (1881 — 1918) — предприниматель, основатель издательства «Шиповник».
162. Венгеров Семен Афанасьевич (1855-1920) — см. ссылку Венгеров С.А.
163. Винавер Роза Георгиевна (1872—1951) — супруга М. М. Винавера, вступила в кадетскую партию в эмиграции в июне 1922. Автор воспоминаний (см.: Архив еврейской истории. Т. 7. М., 2012).
164. Архиепископ Антоний (Храповицкий) откликнулся на появление сборника «Вехи» открытым письмом его авторам, в котором сообщал о своей радости от прочтения статей сборника, о том, что сборник вернул ему утраченную было надежду в русское общество. В ответном письме Антонию Струве высказал озабоченность по поводу того, что церковь в России оказалась «в плену у той же самой "политики", духовное освобождение от которой есть в нашем понимании единственный путь к оздоровлению интеллигенции». По его словам, политическое «пленение» церкви означало ее «разложение и гибель» (Цит. по: Пайпс Р. Струве: правый либерал. 1905-1914. М., 1901. С. 148). В прессе письмо Струве вызвало крайне негативную реакцию — ему не могли простить не только обращение к церковнику, но и проведение какой-либо аналогии между интеллигенцией и духовенством.
165. Речь идет о реакции П. Н. Милюкова на скандальную ситуацию в Думе, вызванную употреблением в речи Ф. И. Родичева выражения «столыпинский галстук». В тот момент все правительственное большинство встало и устроило овацию в знак поддержки оскорбленного премьер-министра. Кадетская фракция осталась сидеть, кроме своего лидера — Милюкова, который, как он позднее объяснял в своих воспоминаниях, почувствовал «моральную невозможность сидеть» и таким образом выразил свой протест «против личного оскорбления в парламентской речи» (П. Н. Милюков. Воспоминания. М., 1991. С. 295). Поступок Милюкова был неоднозначно оценен его партийными товарищами.