Поиск по документам XX века

Loading

Протокол допроса епископа И.И. Слипого о сотрудничестве униатской церкви Галиции с украинскими националистическими организациями 15 декабря 1945 г.

Протокол допроса епископа И.И. Слипого о сотрудничестве униатской церкви Галиции с украинскими националистическими организациями

15 декабря 1945 г.

ПРОТОКОЛ ДОПРОСА

обвиняемого СЛИПОГО Иосифа Ивановича

от 15 декабря 1945 г.

ВОПРОС: Следствию известно, что униатская греко-католическая церковь Галиции в течение ряда лет совместно с различными украинскими националистическими организациями проводила активную антисоветскую работу. Дайте правдивые показания по этому вопросу.

ОТВЕТ: Я уже признал, что униатская греко-католическая церковь в Галиции установление Советской власти в России и на Украине встретила враждебно и в контакте с различными украинскими националистическими организациями действительно проводила большую подрывную работу против Советского государства.

В 1917—1918 гг. униатская церковь оказывала помощь украинским националистам в формировании так называемой «Украинской галицкой армии» — УГА 246, которая совместно с иностранными интервентами вела вооруженную борьбу против Красной Армии за создание украинского буржуазного государства.

Украинское духовенство по указанию главы греко-католической церкви Галиции митрополита Андрея ШЕПТИЦКОГО и других правящих епископов призывало украинское население вступать в УГА и с оружием в руках бороться против Советской власти, руководимой, как мы выражались, «большевиками-безбожниками».

Митрополитом ШЕПТИЦКИМ и другими епископами в «Украинскую галицкую армию» направлялись униатские священники, которые исполняли обязанности капелланов и вместе с УГА боролись против Красной Армии.

После включения Галиции в состав Польши украинские националисты, служившие в УГА, начали подвергаться репрессиям со стороны польских властей. С целью сохранения националистических кадров для последующей борьбы за создание «самостоятельного украинского государства» при активном участии митрополита Андрея ШЕПТИЦКОГО был создан так называемый «Комитет помощи украинским политзаключенным» 247, который проводил большую работу по оказанию материальной помощи украинским националистам, предоставлял им места укрытия и работы.

Кроме того митрополит ШЕПТИЦКИЙ субсидировал деятельность легальных украинских националистических организаций «Просвита», «Ридна школа» и других, а униатские священники проводили в этих организациях большую работу по воспитанию украинского населения в националистическом духе.

Униатское духовенство и националистические организации, стремившиеся к созданию «Самостоятельного украинского государства» целиком ориентировались на вооруженную помощь различных капиталистических стран и в частности на помощь фашистской Германии. Поэтому униатское духовенство одобрило нападение фашистской Германии на Советский Союз и стало на путь организованной пособнической деятельности в пользу немецких захватчиков. 

[827]

ВОПРОС: Расскажите подробно, какую именно помощь немецко-фашистским захватчикам в борьбе против Советского Союза оказывали греко-католическая церковь Галиции, ее руководство и униатское духовенство.

ОТВЕТ: 5 июля 1941 г. митрополит Андрей ШЕПТИЦКИЙ обратился к духовенству и верующим с посланием, в котором приветствовал немецко-фашистскую армию и благодарил ее за «освобождение» украинского народа.

Одновременно с этим призывал население к послушанию и честному труду на немцев, а также давал указание священникам отправлять торжественное благодарственное богослужение в честь немецких оккупантов в процессе которых произносить «многие лета» немецко-фашистской армии.

Руководствуясь этим посланием, униатское духовенство повсеместно отправляло торжественное богослужение в честь фашистских захватчиков и призывало население к повиновению и послушанию немцам как «своим освободителям» 248.

Лично я по указанию ШЕПТИЦКОГО в июле 1941 г. совместно с епископами ЧАРНЕЦКИМ и БУДКА отправлял богослужение в честь немецких оккупантов в г. Львове в соборе св. Спаса, на котором присутствовали представители немецкого командования и местных оккупационных органов власти. В процессе богослужения церковный хор произносил «многие лета» немецкой армии и ее руководителям.

ВОПРОС: Вам предъявляется немецко-фашистская газета «Украiнскi щоденнi листи» I за 5 июля 1941 г., в которой помещена статья «Слово митрополита к духовенству и верующим архиепархии».

Об этом ли Вы послании митрополита Андрея ШЕПТИЦКОГО показываете следствию?

ОТВЕТ: Да. Предъявленное мне послание митрополита Андрея ШЕПТИЦКОГО, помещенное в немецко-фашистской газете «Украiнскi щоденнi висти» действительно есть то послание, о котором я показываю следствию.

ВОПРОС: Продолжайте свои показания о проводимой греко-католической церковью антисоветской и пособнической работе в пользу немецких оккупантов.

ОТВЕТ: В начале июля 1941 г. ШЕПТИЦКИЙ издал второе послание к духовенству и верующим, в котором призывал духовенство создать по своей инициативе органы местного самоуправления, назначать начальников полиции, старост сельских управ и их советников, а также предлагал священникам составить подробные списки так называемых «жертв большевистского режима» 249.

В этом же послании ШЕПТИЦКИЙ указывал, что каждый священник должен иметь у себя приготовленное знамя немецкой армии и устанавливать его на приходских домах.

ВОПРОС: Как выполнялись эти указания митрополита Андрея ШЕПТИЦКОГО униатскими священниками?

ОТВЕТ: Выполняя распоряжение митрополита ШЕПТИЦКОГО, униатские священники вместе с легализовавшейся ОУН проводили большую работу по созданию местных оккупационных органов власти, проводили собрания украинского населения по этому вопросу, назначали старост и начальников полиции, агитировали население за беспрекословное подчинение немецким военным и гражданским властям. 

-----

I. Здесь опечатка. Имеется в виду газета «Украiнскi щоденнi висти» - Украинские ежедневные известия.

[828]

Так, мне известно, что священник ТЕЛЕШУК принимал активное участие в создании горуправы в Рогатине, униатский священник ДЕМЧУК создал гор- управу в м. Городок, а затем бросил службу в церкви, стал руководить работой этой горуправы.

Кроме того священники собирали сведения о лицах, репрессированных органами Советской власти за активную антисоветскую работу для опубликования в фашистской печати с целью возбудить у населения ненависть к Советской власти.

Одновременно с этим униатские священники проводили антисоветскую агитацию. На страницах фашистской прессы выступали со статьями антисоветского клеветнического содержания.

Пособническая деятельность униатского духовенства не ограничивалась этим. Священники нашей церкви с согласия ШЕПТИЦКОГО приняли активное участие в создании и руководстве работой антисоветской организации УЦК (Украинский центральный комитет), которая являлась послушным орудием в руках немецких оккупантов. Многие униатские священники стали во главе руководства окружными и районными делегатурами УЦК. Так, в г. Львове три районных делегатуры УЦК возглавлялись священниками ГОДУНЬКО Иосифом, КАШГАНЮК Антоном, ХАРИНОЙ Мирославом.

По районам во главе делегатур УЦК в большинстве случаев стояли также униатские священники.

ВОПРОС: Обращался ли ШЕПТИЦКИЙ к духовенству и верующим с какими-либо другими посланиями, направленными на оказание помощи немецким оккупантам.

ОТВЕТ: Да, обращался. В декабря 1942 г. митрополит Андрей ШЕПТИЦКИЙ опубликовал в религиозном органе «Архиепархиальные ведомости» пастырский лист к населению, мобилизованному немцами на каторжные работы в Германию.

В этом «пастырском листе» ШЕПТИЦКИЙ призвал отъезжающих честно трудиться на немецких заводах, предприятиях и в сельском хозяйстве.

Он писал, что Папа Римский разрешает работать им даже в религиозные праздники. ШЕПТИЦКИЙ в своем «пастырском листе» также указывал, что лица, выезжающие на работу в Германию, получат для себя большую выгоду, они научатся там иностранному языку, познают свет и людей, приобретут жизненный опыт, узнают много нового, которое в жизни им крайне необходимы, то есть заинтересовывал людей выезжать на каторжные работы в Германию.

ВОПРОС: Принимало ли какое-либо участие униатское духовенство в проведении мобилизации украинского населения для посылки на каторжные работы в фашистскую Германию.

ОТВЕТ: Да, принимало. Униатские священники по указанию ШЕПТИЦКОГО в процессе богослужений, а также и вне церкви призывали украинское население выезжать на работу в Германию и честно трудиться на немцев. О другом каком-либо участии униатского духовенства в проведении мобилизации украинского населения я не знаю.

ВОПРОС: Какие еще издавал ШЕПТИЦКИЙ воззвания и послания, направленные на оказание помощи оккупантам.

ОТВЕТ: Кроме названных мною посланий митрополита Андрея ШЕПТИЦКОГО к духовенству и верующим, направленных на оказание помощи немецким оккупантам, мне известно, что ШЕПТИЦКИЙ обращался с посланием или воззванием, в котором призывал священников и верующих оказывать помощь

[829]

фашистским захватчикам в сборе с населения установленных немцами всевозможных налогов.

В ноябре 1943 г. ШЕПТИЦКИЙ издал послание к духовенству и верующим за подписью всех униатских епископов, в котором мы предостерегали верующих от аморальных проступков и пьянства. Это так называемое «спильне послания» I было подписано также и мной. О других посланиях или воззваниях митрополита Андрея ШЕПТИЦКОГО я не помню.

ВОПРОС: Вы показываете следствию неправду. Предъявляем Вам «спильне послания» митрополита Андрея ШЕПТИЦКОГО и униатского епископата к духовенству и верующим, изданное в ноябре 1943 г.

В этом послании вы призывали население прекратить работу против немецких оккупантов и предлагали им бороться против влияния «безбожников- коммунистов», а не предостерегали население от «аморальных проступков», как вы показываете. Требуем правдивого ответа по этому вопросу.

ОТВЕТ: Да, вынужден признать, что в указанном послании мы призывали духовенство и верующих не вести борьбу против немцев. Кроме того, в «спильном послании» мы призывали верующих бороться против распространения антирелигиозного влияния «безбожников-коммунистов». Однако хочу заявить следствию, что, издавая это послание, мы преследовали цель оградить украинский народ от излишних жертв, связанных с борьбой против немцев, а также укрепить веру в Бога.

ВОПРОС: Вам предъявляется воззвание митрополита Андрея ШЕПТИЦКОГО к хлеборобам от 25 июля 1941 г., опубликованное в немецко-фашистской газете «Украiнслi вiстi» от 27 июля 1941 г., в котором ШЕПТИЦКИЙ призывает население оказывать активную помощь немецким оккупационным властям. Известно ли вам об этом воззвании ШЕПТИЦКОГО.

ОТВЕТ: Да, это воззвание мне хорошо известно. Действительно ШЕПТИЦКИЙ по просьбе немецких властей в июле месяце 1941 г. обратился к украинскому населению с воззванием, в котором призывал его точно выполнить распоряжения старост сельуправ и немецких военных властей, сдавать немецким оккупантам зерно, мясо, молоко, масло, яйца и птицу.

В этом же воззвании ШЕПТИЦКИЙ указывал, что украинское население должно оказывать самую активную помощь немецким захватчикам в знак благодарности за «освобождение от большевистской неволи». Одновременно ШЕПТИЦКИЙ предупреждал, что невыполнение поставок сельскохозяйственных продуктов для немецких оккупантов является совершением греха перед Богом, преступлением перед немецким государством и якобы перед украинским народом, за что каждый невыполняющий этих распоряжений будет подвергаться суровому наказанию.

Митрополит ШЕПТИЦКИЙ поручил униатским священникам повсеместно зачитывать это воззвание в церквях после богослужений и проводить соответствующую агитационную работу вне церкви.

Выполняя указания митрополита Андрея ШЕПТИЦКОГО, униатские священники проводили большую работу по оказанию помощи немецким оккупантам в ограблении украинского населения, особенно в тех селах, в которых крестьяне саботировали поставки продуктов немецким захватчикам.

-----

I. Спiльне послания (укр.) — совместное послание.

[830]

ВОПРОС: Какое участие принимали лично вы как помощник митрополита ШЕПТИЦКОГО в издании пастырских листов, воззваний и посланий к духовенству и верующим, направленных на оказание помощи немецко-фашистским захватчикам в борьбе против Красной Армии?

ОТВЕТ: Я никакого участия не принимал в издании воззваний и посланий ШЕПТИЦКОГО. По этому вопросу он никогда со мной не советовался, как не советовался и с другими епископами униатской церкви Львовской епархии.

ВОПРОС: Неправда. Следствию точно известно, что Вы вместе с другими епископами униатской церкви обсуждали на соборных конференциях униатского духовенства все воззвания и послания ШЕПТИЦКОГО. Требуем правдиво отвечать на поставленный вопрос.

ОТВЕТ: Должен сознаться, что на соборных конференциях униатского духовенства, в работе которых я принимал активное участие, действительно обсуждались все послания, воззвания и обращения митрополита ШЕПТИЦКОГО к духовенству и населению, направленные на оказание активной помощи немецким оккупантам. Эти обсуждения проводились с той целью, чтобы довести до сведения духовенства распоряжения митрополита ШЕПТИЦКОГО и принять эти распоряжения к неуклонному руководству и исполнению.

ВОПРОС: Покажите о других посланиях и воззваниях руководства униатской церкви, направленных на всемерное оказание помощи немецким захватчикам.

ОТВЕТ: В августе 1943 г. митрополит Андрей ШЕПТИЦКИЙ написал и опубликовал послание к духовенству и верующим, в котором осуждал действия групп ОУН против немецких оккупантов, указывал, что такая борьба ведет только к ненужным жертвам со стороны украинского народа. Митрополит ШЕПТИЦКИЙ призывал особенно молодежь не противиться распоряжениям немецких властей.

ОТВЕТ: Когда немецко-фашистские войска потерпели серьезное поражение на Восточном фронте и под напором частей Красной Армии отступали на Запад, немецкие оккупационные власти в западных областях Украины начали формировать из украинцев дивизии «СС-Галичина».

Греко-католическая униатская церковь оказала большую помощь оккупантам в формировании этой дивизии.

*По указанию митрополита Андрея ШЕПТИЦКОГО и других правящих епископов униатские священники призывали украинскую молодежь добровольно идти в дивизию «СС-Галичина» и вместе с немцами с оружием в руках бороться против Красной Армии* I.

С благословения ШЕПТИЦКОГО 11 униатских священников пошли на службу в дивизию и служили в ней в качестве капелланов 250. Их числа таких священников мне известно: ЛАБА, КАРПИНСКИЙ, ЛЕВЕНЕЦ Михаил, ДУР- БАК, КЛАДОЧНЫЙ, КОВАЛЮК и другие.

Лично я, епископ БУДКА и другие руководители Львовской епархии униатской греко-католической церкви в течение весны и лета 1943 г. служили благодарственные богослужения в честь создания дивизии «СС-Галичина» и благословляли участников ее на борьбу против Красной Армии.

Активную работу по созданию дивизии «СС-Галичина» для борьбы против Красной Армии униатское духовенство проводило в соответствии с договором,

-----

I. Текст отчеркнут вертикальными чертами на полях.

[831]

который был заключен руководством униатской церкви и представителями УЦК с немецкими оккупационными властями и в частности с генерал-губернатором Галиции доктором БЕХТЕРОМ.

Допросил

Начальник отделения следчасти НКГБ УССР, капитан             

Майоров

ГДА СБ Украiни. Ф. 6. Спр. 75183 фп. Т. 3. Арк. 13—21. Заверенная копия.

[832]

Здесь воспроизводится по изданию: Украинские националистические организации в годы Второй мировой войны. Документы. В двух томах. Том 2. 1944-1945. С. 827-832. Док. № 3.201.

Комментарии

246. См.: Т. 1, прим. 31.

247. Имеется в виду так называемый Комитет помощи политзаключенным (укр. — Комiтет допомоги полiтвязням), созданный в декабре 1921 г. во Львове. Его главой был известный адвокат С. Федак.

248. См. также: Т. 1, прим. 254, 313.

249. 5 июля 1941 г. в газете «Украiнскiй щоденнi вiсти» появилась статья «Мученичество украинского духовенства», в которой предлагалось собирать все сведения о том, «сколько наших граждан побывало в большевистских тюрьмах и что с ними в конце концов стало», и публиковался список украинских священников, «которые до последнего времени пребывали, а то и погибли в тюрьмах НКВД» (Лжвщащя УГКЦ (1939—1946). Документа радянських органiв державноi безпеки. Т. 1. Кiив, 2006. С. 171-172).

250. См. прим. 52.

Персоналии:

Страна и регион:

Дата: 
15 декабря, 1945 г.