14.12.1966
Секретно
Напряженность в районе границ Израиля с арабскими странами, продолжающаяся в течение всего 1966 года, достигла в середине ноября кульминационной точки в результате вторжения израильской армии на территорию Иордании.
Агрессивная акция израильтян явилась логическим завершением бешеной милитаристской свистопляски, развернутой в стране накануне этого события в связи с инцидентами на границах с Сирией и Иорданией и обсуждением израильско-сирийского конфликта в Совете Безопасности. Израильские правящие круги считали, что результаты рассмотрения в этом органе ООН взаимных жалоб Израиля и Сирии означали несомненный политический успех для Израиля. Применение Советским Союзом права вето с точки зрения израильтян не снижало, а, напротив, подчеркивало значение того факта, что большинство членов Совета Безопасности, в том числе все западные державы и ряд нейтралистских стран, практически высказались в поддержку Израиля. Таким образом, израильтяне исходили из того, что им удалось привлечь на свою сторону общественное мнение не только Запада, но и значительной части «третьего мира».
Внутри же страны вся пропагандистская машина в это время упорно обрабатывала население в том плане, что, коль скоро Совет Безопасности не может-де принять эффективных мер по «обузданию сирийской агрессии», Израиль вынужден будет сам позаботиться о своей «безопасности». Одновременно израильтяне проводили и непосредственные военные приготовления. Все это делало угрозу провокации серьезного конфликта против Сирии весьма реальной.
Однако решительная позиция Советского Союза в защиту Сирии, наши представления израильскому правительству здесь и в Москве, а также подписание соглашения о взаимной помощи между Сирией и ОАР сорвали планы израильских экстремистов. Они отдавали себе отчет в том, что осуществление в этих условиях антисирийской авантюры могло окончиться для них катастрофой.
К этому моменту, как представляется, правительство Эшкола уже потеряло контроль над движением милитаристской машины, которую оно само же пустило в ход. Накаленные до предела настроения в стране требовали какого-то выхода. Повторенные десятки раз на различных уровнях заявления правительства о том, что «оно не будет сидеть сложа руки», подогревались настойчивыми требованиями оппозиции «перейти к действиям» и обвинениями Эшкола и его окружения в неспособности обеспечить безопасность страны. Большое давление на правительство оказывало и армейское руководство, защищающее доктрину «превентивных и ответных ударов».
Поэтому, когда 12 ноября с.г. в районе иорданской границы подорвался на мине израильский военный патруль (было убито 3 и ранено 6 человек), правительство решило нанести «ответный удар» по Иордании.
13 ноября израильские войска численностью около 600 человек при поддержке 12 танков, подразделения безоткатных орудий до 20 стволов, эскадрильи самолетов и нескольких вертолетов вторглись на территорию Иордании в районе Хеврон и произвели разрушения в деревне Самуа и др. По своим масштабам эта военная акция израильтян являлась самой крупной со времен Суэцкой агрессии.
Предпринимая нападение на Иорданию, правительство Эшкола полагало, что тем самым оно, во-первых, избегает опасного сейчас для Израиля столкновения с Сирией, во-вторых, демонстрирует свою решимость положить конец террористическим актам, откуда бы они ни осуществлялись, в-третьих, дает «психологическую отдушину» для подогретых настроений внутри страны. Наконец, израильтяне считали, что эта акция если и не поможет режиму в Аммане в борьбе с левыми силами, то уж, во всяком случае, не повредит ему. Они принимали в расчет как антихусейновские настроения в этой части Иордании, так и то, что власти Аммана препятствуют деятельности Организации освобождения Палестины с территории Иордании.
Можно предположить, что израильтяне первоначально планировали рейд в Иорданию лишь как «меру устрашения». Поэтому они решили провести нападение в дневное время и с участием значительного количества войск и техники, полагая, что иорданская сторона не примет боя и дело ограничится лишь демонстрацией израильской военной мощи и показательным наказанием гражданского населения, «оказывающего поддержку террористам».
Именно поэтому, пожалуй, израильтяне и сочли нужным предварительно согласовать этот вопрос со своими западными союзниками. Они, конечно, не исключали, что США и Англия будут недовольны тем, что израильская акция направляется против прозападной Иордании. Но израильтяне и здесь рассчитывали заработать определенный политический капитал. С одной стороны, Израиль показывал всему миру свою «независимость», с другой, — он как бы отводил от себя обвинения в том, что главной целью его интриг является свержение демократического режима в Сирии.
Для того же, чтобы объяснить населению страны и западным державам, почему удар был нанесен не по Сирии, как это следовало предположить на основании общей политической и пропагандистской линии Израиля, а по Иордании, правительство поторопилось заявить, что этот удар служит предостережением не только Сирии, но и Советскому Союзу. Уже в день вторжения Эшкол, выступая на конгрессе Женской сионистской организации, подчеркнул: «Мы надеемся, что преподанный нами урок будет понят властями в Дамаске и что те, кто имеют возможность повлиять на сирийское правительство, используют свое влияние для того, чтобы Сирия сохраняла мир на границах».
Однако развитие событий опрокинуло все первоначальные расчеты израильских правящих кругов. Вторгнувшись в Иорданию, израильтяне, против своего ожидания, натолкнулись на сопротивление регулярных частей иорданской армии, и конфликт принял характер военного столкновения. Вслед за тем внутренние волнения в Иордании сильно пошатнули королевский трон. США и Англия вынуждены были принимать срочные меры по спасению одного из своих главных ставленников на Ближнем Востоке — Хусейна. Общая обстановка заставила Вашингтон и Лондон не только подвергнуть резкой критике израильское правительство в неофициальном порядке, но и публично отмежеваться от Израиля при обсуждении в Совете Безопасности иорданской жалобы.
В результате правительство Эшкола оказалось в исключительно трудном положении.
Несмотря на то, что израильтяне предприняли самые энергичные усилия, чтобы хоть как-то нейтрализовать отрицательный эффект, вызванный их агрессией против Иордании даже в дружественных странах, самое большее, чего им удалось достичь — было лишь некоторое снижение тона критики. Единодушное же принятие Советом Безопасности резолюции, осуждающей израильскую акцию, поставило Израиль в состояние международной изоляции. Правда, израильские правящие круги попытались задним числом умалить значение этого факта. Так, выступая в Кнессете 6 декабря, министр иностранных дел А. Эбан сказал: «Нам было открыто заявлено, что принятие указанной резолюции объясняется не соображениями справедливости и точности, а вытекает из стремления способствовать успокоению в Иордании». Однако это объяснение министра было здесь воспринято как лишь частичный ответ на вопрос, почему Совет Безопасности принял самую резкую за все время существования Израиля резолюцию и предупредил Израиль о серьезных санкциях.
Помимо больших трений, возникших между Израилем и его западными союзниками в результате вторжения в Иорданию, Израиль значительно ослабил свои собственные позиции на Ближнем Востоке.
Волна антиизраильской ненависти захватила на этот раз и наиболее умеренного израильского соседа — Иорданию.
Все это сильно поколебало внутриполитические позиции правительства. Весьма низко пал престиж самого Эшкола. Воспользовавшись этим, оппозиция начала очередную серию атак на правительство, требуя смены руководства, расширения коалиционной базы за счет включения в правительство представителей правоэкстремистских партий и группировок. Хотя, по нашим оценкам, Эшколу скорее всего удастся теперь справиться с положением, тем не менее страну еще будет лихорадить вследствие стремления правых сил держать ее на грани правительственного кризиса.
В этих условиях правительство Эшкола пытается найти выход из положения прежде всего в укреплении своих связей с США. Израильтяне, судя по всему, готовы за определенные обещания со стороны США дать обязательство не предпринимать здесь никаких шагов без санкции Вашингтона. Важное место в деле определения дальнейшего политического курса Израиля, очевидно, будут играть результаты состоявшегося в начале декабря визита А. Эбана в США. Министр провел переговоры с американской администрацией по широкому кругу вопросов, касающихся израильско-американских отношений, положения на Ближнем Востоке и обстановки в Иордании, в частности.
В плане подготовки почвы для таких переговоров следует, по нашему мнению, оценить и инцидент, спровоцированный израильтянами на границе с ОАР 29 ноября с.г. В этот день легкий израильский самолет производил разведывательные полеты в нейтральной зоне в районе Синая. Одновременно в воздухе находились истребители, перед которыми стояла задача атаковать египетские самолеты, если последние выйдут на перехват разведчика. Действительно, при появлении двух египетских самолетов они были атакованы и сбиты. Здесь ни у кого не вызывает сомнения истинный смысл данной провокации. По общему мнению, она была рассчитана на то, чтобы показать антихусейновским элементам внутри Иордании, что им не следует рассчитывать на помощь извне в борьбе с королевским режимом. Одновременно израильтяне продемонстрировали свое «военное превосходство» над лидером арабского мира — ОАР.
Следует предположить, что на этот раз организаторы провокации не обманулись в своих расчетах относительно того, что ОАР не прореагирует на нее непосредственно. Есть, однако, сведения, что на всякий случай израильская армия приняла подготовительные меры, стянув под предлогом маневров в район инцидента значительные силы.
Сейчас, несмотря на то, что Израиль продолжает держать свою армию в состоянии боеготовности, напряженность в стране, вызванная вторжением в Иорданию, начинает постепенно спадать. Крупное внешнеполитическое поражение, понесенное Израилем в результате агрессии против Иордании, оказало, по нашим наблюдениям, большое воздействие на настроения населения. Большинство народа поняло, что иорданская акция — это та грань, переступать которую чрезвычайно опасно. И хотя многолетняя пропаганда «политики силы», «военных ударов» все еще продолжает оказывать влияние на умы, события последних недель вызвали общее разочарование милитаристским курсом страны. В настоящее время в народе, да и в правящих кругах настроения склоняются в пользу т.н. «статичной обороны», т.е. укрепления охранных сооружений вдоль границ для предотвращения проникновений инфильтрантов. Однако это вовсе не означает, что Израиль как-то меняет курс в отношении арабских стран. Продолжая следовать в фарватере политики империалистических держав на Ближнем Востоке, Израиль будет готов в подходящий момент пуститься на новые авантюры, если он будет уверен, что подобные действия не связаны для него с большим риском.
В этом плане можно говорить и о том, что Израиль в принципе не отказался от участия в осуществлении большого заговора империалистических держав, плетущегося вокруг Сирии. Но, как представляется, нити этого заговора будут пущены в ход лишь тогда, когда у его организаторов будет существовать полная уверенность в успехе. Для этого же им необходимо предварительно нейтрализовать ОАР, не дав ей возможности прийти на помощь Сирии, стабилизировать положение в Иордании и, наконец, дать возможность «вызреть» силам внутренней реакции в самой Сирии, на которые, по всей вероятности, и делается ныне основная ставка в империалистической игре. Чтобы не впасть в схематизм, необходимо подчеркнуть, что при всем этом израильтяне в первую очередь будут руководствоваться своими национальными интересами.
Таким образом, по нашему мнению, в ближайшем будущем вряд ли можно ожидать, что Израиль предпримет широкую военную акцию против соседних арабских стран, прежде всего против Сирии. Однако нельзя полностью исключить любые неожиданности, как, например, новые серьезные инциденты на границах, которые могут перерасти в военные столкновения.
В этой связи посольство хотело бы обратить внимание на следующее. По нашему мнению, интересы сохранения и развития завоеваний антиимпериалистической борьбы арабских стран настоятельно требуют мира и спокойствия на Ближнем Востоке. Постоянные приливы напряженности, непрекращающиеся стычки на израильско-арабских границах чреваты серьезными конфликтами. Эти же конфликты бесспорно идут не на пользу, а во вред прогрессивному развитию в арабских странах. Именно под прикрытием военного конфликта империалистические силы могут попытаться свергнуть демократическое правительство Сирии. В то же время очевидно, что США и Англия приложат все усилия для того, чтобы не допустить прихода к власти демократических сил в странах этого района, проводящих ныне проимпериалистический курс, прежде всего в Иордании. При этом они несомненно не остановятся и перед прямой интервенцией.
В сложившихся условиях наша политика здесь, видимо, должна быть направлена главным образом на стабилизацию демократического режима в Сирии, укрепление союза прогрессивных арабских стран. Поэтому, по мнению Посольства, руководителей этих стран следовало бы в приемлемой форме предостерегать от таких заявлений и действий, которые могли бы быть использованы реакционными силами для того, чтобы нанести ущерб интересам прогрессивного развития арабских государств, послужить поводом для агрессии против них.
Нельзя не признать, что выступления ответственных руководителей и различных официальных лиц этих стран в поддержку террористических актов против Израиля, призывы ликвидировать Израиль активно используются как израильской, так и мировой реакцией в своих интересах.
Из Израиля трудно, конечно, дать правильную оценку различным организациям палестинских беженцев. Однако даже простое сопоставление фактов диверсий, организуемых якобы «Аль-Фаттах», позволяет предположить, что зачастую эти диверсии преследуют определенные политические цели и умело планируются по времени. Складывается впечатление, что широкая пропаганда арабскими странами террористической деятельности против Израиля служит некоторым специальным службам хорошим прикрытием для организации в выгодные для них моменты различных инцидентов на границах и создания тем самым условий для провокации конфликтов между Израилем и арабскими странами. Как представляется, вопросам деятельности организаций палестинских арабов следовало бы уделить самое пристальное внимание, чтобы установить, не являются ли эти организации в определенной степени инструментом в руках империалистических разведок.
Одновременно нам следует продолжать работу по разоблачению перед мировой общественностью агрессивного проимпериалистического курса правящих кругов Израиля.
В этой связи, по нашему мнению, следовало бы изучить вопрос о целесообразности использования в советской прессе выступлений прогрессивных деятелей Израиля и, в частности, заявлений израильских коммунистов-арабов (группа Туби — Вильнера), в которых наряду с милитаристской политикой израильского правительства осуждаются также и диверсионные акты, осуществляемые на израильской территории.
Следовало бы также продолжать публикацию в нашей прессе статей, в которых подчеркивается неизменность политики Советского Союза, направленной на поддержание мира и безопасности на Ближнем Востоке, и указывается, что провокации в этом районе всецело служат интересам внешних агрессивных сил. Нельзя не отметить в этой связи тот положительный эффект, который произвела на общественное мнение стран этого района статья «Выбор ясен», опубликованная в «Правде» 4 декабря с.г.
Посол СССР в Израиле
Д. Чувахин
АВП РФ. Ф. 089. Оп. 19. П. 38. Д. 1. Л. 47—54.
Здесь перепечатывается из сборника документов: Ближневосточный конфликт. 1947-1967. Документ № 240.
Электронная версия документа перепечатывается с сайта http://www.alexanderyakovlev.org/