Поиск по документам XX века

Loading

Президент Уганды Йовери Мусевени о кризисе государственности в Африке. 1990 г., 13 мая

Президент Уганды Йовери Мусевени о кризисе государственности в Африке.

1990 г.

Кризис государства в Африке, 13 мая 1990 г.

Идеологическая зависимость.

Проблема экономической и технологической зависимости усугублялась идеологической зависимостью. Если вы хотите микрофон, такой, как вот этот, через который я говорю сейчас, вы должны его импортировать, поскольку у вас в стране нет никого, кто мог бы его сделать — что уже плохо. Но кроме того, вы также идеологически зависимы: вам нужны идеи, как решить проблемы, и вы должны заимствовать их у кого-то или подражать кому-то.

В Африке эта проблема была чрезвычайно серьезна, поскольку наши государства были рождены в период конфликта между восточноевропейскими и западноевропейскими странами, чьи идеи о том, как им организовать себя, различались. Одни говорили, что мы должны использовать рыночные силы, другие, что мы должны развивать плановую экономику. За этими идеологическими спорами стоял европейский национализм и шовинизм. Происходили стычки на идеологической и национальной почве, и всегда оставалось все то же стремление к господству, лучше организованные народы господствовали над хуже организованными <...>. Некоторые страны пытались быть про-капиталистическими, другие промарксистскими, даже если условия не благоприятствовали ни тому, ни другому.

В Уганде, например, в 1980 г. и ранее у нас были политические группы, которые существовали со времени колониального правления. Эти группы искусственно делились на тех, кто называл себя «левыми», и на тех, кто называл себя «правыми». Но при ближайшем рассмотрении становилось ясно, что по существу дела разницы между теми и другими не было. Это были попросту оппортунистические группировки, которым нужны были платформы для получения поддержки за рубежом. Когда кто-то хотел получить помощь от русских, эти люди говорили, что они «левые»; когда они хотели получить помощь от Америки, они говорили, что они «правые». Но по их программам не видно, что они одно или другое. Они просто маленькие элитарные группы, стремящиеся к власти. Чтобы получить политическую власть, им нужна иностранная помощь. Чтобы получить помощь, они должны петь песни своих благодетелей .<...>

Даже освободительные движения оказались затронутыми — и Советы, и китайцы поддерживали освободительные движения, которые должны были заявить, что они были просоветскими или прокитайскими, и это действительно вело к разрушительным последствиям. Я думаю, что идеологическая зависимость была дестабилизирующим фактором, потому что по большей части она производила неверные идеи. Поэтому вы и видите государства в Африке сейчас в состоянии кризиса. <...>

Проблема заключалась в том, что даже там, где наш народ мог бы увидеть надвигающийся кризис и что-то предпринять, его осаждали советами и угрозами с Востока и Запада. Если мы не разрешим этот кризис, я думаю, что мы останемся в состоянии неразберихи на долгое время и так и будем совершать одну ошибку за другой. Нам необходима идеологическая независимость, мы можем заимствовать идеи, но никто не должен принуждать нас принимать их, если они не подходят к нашим условиям. <...>

Низкий уровень культуры.

Другая проблема африканского государства — низкий уровень культуры людей, управлявших нашими делами. Вы, должно быть, слышали о таких людях, как Иди Амин и Бокасса. Если вы рассмотрите дело тщательно и зададите вопрос «кто был Иди Амин?», вы увидите, что Иди Амин был сержантом английской армии. Сержанта обычно обучают управлять тридцатью солдатами под надзором офицера. Ему не разрешают управлять этими тридцатью солдатами самостоятельно: он должен делать это под наблюдением кого-то, чей уровень культуры выше, и кто получил лучшую подготовку. Но здесь у нас была ситуация, в которой люди просто невежественные и совершенно неподготовленные вдруг выдвигались на должности, дававшие им огромную власть. Это большая проблема. Коррупция, характерная для Африки, отчасти проистекает из низкого уровня культуры. Культура прежде всего дает знания, потом развивает этику. <.. .> Африка все еще находится на докапиталистической стадии. Еще одна проблема, с которой сталкивается государство в Африке, это докапиталистический характер африканских обществ сегодня. Африканские общества все еще находятся на клановом или, в некоторых случаях, феодальном уровнях организации. Практически ни одно африканское государство не достигло капиталистической стадии. Капиталистический класс Европы в большой мере способствовал интеграции. Если вам нужны панафриканисты, ищите капиталистов, потому что капиталисты будут очень хорошими панафриканистами. Почему? Потому что капиталист производи! богатство: ему нужен рынок для его продукции, и в некоторых случаях ему нужна рабочая сила. Поэтому он не может позволить себе местничество: он будет работать на интеграцию и на экспансию, и он не позволит расколоть страну, потому что это расколет его рынок. <.. .>

Средние классы в Африке богатства не производят; они продают продукцию других людей. Фанон сказал, что средний класс состарился, прежде чем созрел. Африканский средний класс — карикатура на европейский средний класс. Все сходство между африканским средним классом и европейским средним классом ограничивается тем, что они носят костюмы и галстуки. Их отношение к средствам производства совершенно различно. <...> Каково решение кризиса?

Как мы можем исправить настоящую ситуацию? Вот некоторые из шагов, которые мы должны предпринять.

1. Прежде всего, мы должны достичь идеологической независимости. Нам нужно перестать позволять, чтобы нас толкали в разные стороны экспортеры идей. Нам нужно непреклонно делать то, что хорошо для нашего народа. Если мы этого не сделаем, кризис будет продолжаться.

2. Во-вторых, нам нужно получить технологию. Мы должны принять целенаправленные меры к получению доступа к научным ноу-хау, которые позволили бы нам превратить наши естественные ресурсы в готовую продукцию. Нам нужно хорошо платить ученым, чтобы те немногие, которые у нас есть, не бежали в Европу и Америку. <...>

3. В-третьих, нам нужно улучшить координацию между африканскими странами, потому что действия в одиночку недостаточны. Мы не так слабы, как принято полагать. <...>

4. В-четвертых, нам нужно ввести всеобщее образование. Нам нужно поставить своей целью ввести всеобщее двенадцатилетнее школьное образование, потому что в Африке все еще миллионы неграмотных людей <...>

5. В-пятых, нам нужно поощрять африканские языки, на которых могут говорить широкие слои африканского населения. В Восточной Африке я бы рекомендовал суахили. В других регионах есть другие языки, такие как лингала в Центральной Африке и хауса в Западной Африке. Язык может быть важным фактором, способствующим интеграции и стабильности.

6. Наконец, нам нужна демократизация. Без демократии ничего не получится. Государствами нельзя как следует управлять без демократии. Нам нужны выборы и другие демократические институты, которые будут предотвращать сектантство и оппортунизм. <...>

Я думаю, что, если мы предпримем некоторые из этих мер, мы разрешим проблемы континента. У нас есть много ресурсов, даже если они еще не открыты, и континент в большой степени однороден в смысле культуры и языка. Есть такое мнение, что в Африке так много конфликтов, что африканцы не могут работать вместе. Это неверно. Нам нужно перестать подчеркивать наши различия и, наоборот, подчеркивать сходство, которое может объединить нас и помочь нам развивать наш континент.

Публ. по: История Африки в документах, 1870-2000. В трех томах. Под общей редакцией Аполлона Давидсона. Том 3. Редактор Валентин Городнов. М., 2007. С. 76-79.

Цитируется по изд.: Черная Африка: прошлое и настоящее. Учебное пособие по Новой и Новейшей истории Тропической и Южной Африки / под. ред. А.С. Балезина, С.В. Мазова, И.И. Филатовой. – М., 2016, с. 574-577.

 

Страна и регион:

Дата: 
13 мая, 1990 г.