Высочайший Манифест от 18 февраля 1905 года
О призыве властей и населения
к содействию самодержавной власти в одолении врага внешнего,
в искоренении крамолы и в противодействии смуте внутренней
«Неисповедимому промыслу Божьему благоугодно было посетить Отечество Наше тяжкими испытаниями…»
Царская служба у нас на Руси, медом точно никому бы не показалась!
В долготу веков…
«Кровопролитная война на Дальнем Востоке за честь и достоинство России и за господство на водах Тихого океана, столь существенно необходимое для упрочения в долготу веков мирного преуспеяния не только нашего, но и иных христианских народов, − потребовала от народа русского значительного напряжения его сил и поглотила многие дорогие, родные сердцу Нашему жертвы».
Когда была написана трилогия о Цусиме, а говоря шире обо всем нашем трехвековом распространении на Восток, «встречь солнца», я, к несчастью не знал этих слов. В следующем издании, надеюсь, они найдут подобающее им место. Но уже сейчас считаю должным сказать, что все написанные почти две тысячи страниц, это просто развернутая иллюстрация Императорских слов, являющихся «формулой» той войны и раскрывающих ее сокровенные смысл и значение лучше и полнее, чем все известные мне наши и зарубежные труды, посвященные войне 1904-1905 годов.
И ведь никто не бросился после этих слов на призывные пункты, чтобы воплотить царские слова в жизнь, никто не отставил разборок за мелкие политические интересы.
У Шульгина где-то, − кажется в «Днях», − приводится характерная реплика его коллеги по Думе: «Я вам говорю, Шульгин, сволочь – мы…»
Преувеличением и излишней самокритикой слова эти не кажутся.
Разорвав естественную связь с прошлым
«В то время, когда доблестнейшие сыны России, с беззаветной храбростью сражаясь, самоотверженно полагают жизнь свою за Веру, Царя и Отечество, − в самом Отечестве Нашем поднялась смута на радость врагам Нашим и к великой сердечной Нашей скорби.
Ослепленные гордыней злоумышленные вожди мятежного движения дерзновенно посягают на освященные Православной церковью и утвержденные законами основные устои Государства Российского, полагая, разорвав естественную связь с прошлым, разрушить существующий государственный строй и, вместо оного, учредить новое управление страной на началах, Отечеству нашему несвойственных».
Действительно, кого Господь карает, предварительно лишает разума!
Глубоко оскорбляет народное чувство
«Злодейское покушение на жизнь Великого Князя, горячо любившего Первопрестольную столицу и безвременно погибшего лютой смертью среди священных памятников Московского Кремля, глубоко оскорбляет народное чувство каждого, кому дороги честь русского имени и добрая слава нашей Родины».
Первомученник Царствующего Дома Великий Князь Сергей Александрович, − один из последних представителей династии, которому подходят слова: выдающийся государственный деятель и верный сын Православной Церкви. Понятно, что куча клеветы, грязи и мусора безнаказанно вываленная на него «исторической наукой» уступает разве только таковой в адрес Государя Императора. В готовящейся к выходу в свет дилогии о Ходынке, есть часть, посвященная Великому Князю, открывающая его светлый облик.
Здесь же – присоединимся к словам Государя.
Со смирением принимая
«Со смирением принимая все сии, ниспосланные правосудием Божьим испытания, Мы почерпаем силы и утешение в твердом уповании на милосердие Господа, от века державе Российской являемое, и в известной Нам исконной преданности Престолу верного народа Нашего.
Молитвами святой Православной Церкви, под стягом Самодержавной Царской власти и в неразрывном единении с Нами земля Русская не раз переживала великие войны и смуты, всегда выходя из бед и затруднений с новой силой несокрушимою».
Мы знаем, что эти слова подтверждены русской историей и самим царствованием Николая Александровича. Любого врага могла одолеть земля Русская, пока были вместе православный народ и православный Царь.
Обязывают Нас напомнить долг службы и веления присяги
«Но внутренние нестроения последнего времени и шатания мысли, способствовавшие распространению крамолы и беспорядков, обязывают Нас напомнить правительственным учреждениям и властям всех ведомств и степеней долг службы и веления присяги
и призвать к усугублению бдительности по охране закона, порядка и безопасности,
в строгом сознании нравственной и служебной ответственности перед Престолом и Отечеством».
Вновь обратим наше внимание на царские слова, обращенные к «правительственным учреждениям и властям всех ведомств и степеней», о необходимости честно соблюдать долг и присягу. Как-то напряженно с этим было у властей всех ведомств и степеней, что и сказалось трагически на стране и на них самих в Феврале 1917 года.
Мы призываем благомыслящих людей всех сословий и состояний
«Непрестанно помышляя о благе народном и твердо веруя, что Господь Бог, испытав Наше терпение, благословит оружие Наше успехом,
Мы призываем благомыслящих людей всех сословий и состояний, каждого в своем звании и на своем месте, соединиться в дружном содействии Нам словом и делом
во святом и великом подвиге одоления упорного врага внешнего,
в искоренении в земле Нашей крамолы и в разумном противодействии смуте внутренней,
памятуя, что лишь при спокойном и бодром состоянии духа всего населения страны возможно достигнуть успешного осуществления предначертаний Наших,
направленных к обновлению духовной жизни народа, упрочению его благосостояния и усовершенствованию государственного порядка».
Радея честно и совестливо
«Да станут же крепко вокруг Престола Нашего все русские люди, верные заветам родной старины, радея честно и совестливо о всяком Государевом деле в единомыслии с Нами».
Вот представить бы на секундочку, что встали бы…
Пока еще было время, пока не поставили их совсем другие, и не вокруг Престола…
Да подаст Господь в Державе Российской
«И да подаст Господь в Державе Российской:
пастырям − святыню,
правителям − суд и правду,
народу − мир и тишину,
законам − силу и
вере преуспеяние,
к вящему укреплению истинного самодержавия на благо всем Нашим верным подданным.
Дан в Царском Селе в 18-й день февраля в лето от Рождества Христова тысяча девятьсот пятое, царствования же Нашего в одиннадцатое.
На подлинном собственною Его Императорского Величества рукою подписано:
НИКОЛАЙ»
Третий Высочайший Манифест, предлагаемый вниманию читателя, относится к лету 1907 года и посвящен уже последствиям думской деятельности.
Документ и комментарии к нему цитируются по изд.: Галенин Б. Царская школа. М., 2013.
[1] В оригинале «Britannia rule the waves: /Britons never will be slaves». Без повторов.
[2] Текст цитируется по: Собрание узаконений и распоряжений правительства, издаваемое при Правительствующем сенате. 1905. № 30. Ст. 244.