Поиск по документам XX века

Loading

Высочайший рескрипт на имя П.С. Ванновского от 25 марта 1901 года

«25 марта 1901 года, на Благовещение Пресвятой Богородицы, был издан документ, пожалуй наиболее емко выражавший принципы образовательной политики, которой придерживался император Николай II на протяжении всего своего царствования.

Вот официальный текст этого документа:

 

“Высочайший рескрипт,

данный на имя члена Государственного Совета, Генерал-Адъютанта, генерала от инфантерии Ванновского.

 

Петр Семенович.

Правильное устройство народного образования составляло всегда одну из главных забот Русских Государей, твердо, но постепенно стремившихся к его усовершенствованию в соответствии с основными началами русской жизни и потребностями времени.

Опыт последних лет указал, однако, на столь существенные недостатки нашего учебного строя, что Я признаю благовременным безотлагательно приступить к коренному его пересмотру и исправлению.

Высоко ценя вашу государственную опытность и просвещенный ум, Я избрал вас в сотрудники Себе в деле обновления и устроительства русской школы и призывая вас на особо важную ныне должность Министра народного просвещения, твердо уверен, что вы строго и неуклонно будете идти к намеченной Мною цели и в дело воспитания русского юношества внесете умудренный опытом разум и сердечное о нем попечение.

Да благословит Господь Наши труды; да помогут Нам в них родители и семьи, ближайшим образом обязанные пещись о своих детях, и тогда скоро наступит время, когда Я и со мною весь народ будем с гордостью и утешением видеть в молодом поколении твердую и верную надежду Отечества и стойкую опору его в будущем.

На подлинном собственною Его Императорского Величества рукою написано:

Искренне уважающий Вас

НИКОЛАЙ

Царское село.

25 марта 1901 года”»[1].

 

 

Контекст появления Рескрипта и значение, которое придавал ему Государь

«В Государственном архиве Российской Федерации в Фонде императора Николая II содержится архивное дело[2] в высокой степени позволяющее восстановить контекст появления этого документа и значение, которое придавал ему Государь.

Из материалов дела следует, что проект Рескрипта был составлен по поручению Его Величества Министром внутренних дел Дмитрием Сергеевичем Сипягиным после совещания с Обер-прокурором Священного Синода и бывшим учителем Николая II Константином Петровичем Победоносцевым.

Затем проект был серьезно переработан Царем.

Таким образом, Рескрипт является результатом совместной работы Николая II, Д.С. Сипягина и К.П. Победоносцева»[3].

 

Главные тезисы сформулированы Государем

«Первоначальная идея, три главных тезиса о приоритетном значении образования для российских царей, о необходимости “коренного преобразования школы” и о содействии родителей принадлежат, по-видимому, самому Николаю II.

Участие К.П. Победоносцева также не было простой формальностью. Об этом говорит, например, редакция той части документа, где говориться о необходимости участия родителей, “ближайшим образом обязанных пещись о своих детях”.

Эта мысль является устойчивой темой в работах Победоносцева по различным вопросам права и народного образования. Он подчеркивал ее в во второй части своего курса гражданского права (вышедшем в 1896 году), в статье в “Московском сборнике” (также изданном в 1896 году).

Победоносцев был известен как последовательный консерватор, православный традиционалист и сторонник неограниченной самодержавной власти, но одновременно он относился к “демофильскому” направлению в русском консерватизме, подчеркивающем необходимость единения Царя и народа, а также “обуздания” элиты.

Именно в этом отношении, например, С.С. Ольденбург противопоставлял К.П. Победоносцева и Д.А. Толстого (который был министром народного просвещения, министром внутренних дел и президентом Императорской Академии Наук), идейного лидера другого направления в русской консервативной политике акцентировавшегося на “укреплении правящих сословий”, в том числе в вопросах образовательной политики[4]»[5].

 

Выбор Сипягина и Победоносцева – не случаен

«То, что составление проекта манифеста (при участии К.П. Победоносцева) было поручено Д.С. Сипягину также весьма характерно.

Назначение генерала П.С. Ванновского и составление рескрипта последовало непосредственно после смерти 2 марта 1901 года Министра народного просвещения Н.П. Боголепова, смертельно раненого бывшим студентом террористом П. Карповичем. Д.С. Сипягин руководил расследованием этого террористического акта, а также покушения на К.П. Победоносцева (в которого четыре раза выстрелил из револьвера некто Логовский).

Также как и Победоносцев Сипягин был последовательным консерватором и сторонником идеи неограниченной самодержавной власти.

В тоже время он последовательно поддерживал развитие различных форм государственно-общественного взаимодействия.

Так, например, в качестве члена Особого совещания о нуждах сельскохозяйственной промышленности он был инициатором работы губернских и уездных комитетов по выяснению нужд сельского хозяйства, осуществивших колоссальную работу по подготовке реформы.

Д.С. Сипягин был одним из ближайших и наиболее преданных сотрудников Государя, с 1895 года являясь Главноуправляющим Канцелярии Его Императорского Величества по приему прошений на Высочайшее Имя.

Поэтому убийство Д.С. Сипягина террористом в 1902 году было сильным ударом по самому Царю[6].

Новый Министр народного просвещения генерал-адъютант П.С. Ванновский также вполне подходил остальным членам “команды”. Боевой генерал, долгое время служивший Военным министром, он тем самым был представителем “твердой линии”.

В то же время, имея значительный опыт работы в военно-учебных заведениях, являясь председателем Комиссии по расследованию студенческих беспорядков в феврале 1899 года, он проявлял значительное сочувствие к проблемам учащейся молодежи и был последовательным сторонником широкой реформы образования»[7].

 

Не временная конъюнктура, а сложившееся понимание

«Рескрипт 1901 года таким образом являлся не столько реакцией на террористический акт и студенческие беспорядки, сколько выражением сложившегося в течении длительного времени у его авторов, прежде всего самого Николая II понимание необходимости образовательной реформы.

Правильность этого вывода подтверждается и характером исправлений, внесенных Николаем II в проект, составленный Д.С. Сипягиным. Наиболее важные изменения, внесенные Государем относятся к двум фрагментам текста.

В вводной части проекта Сипягина и Победоносцева первоначально был предложен следующий текст:

“Прискорбные события последних лет, нарушившие обычное течение учебной жизни, побуждают МЕНЯ, рядом с принятием строгих мер наказания по отношению к некоторой части учащейся молодежи, виновной в пагубных увлечениях, безотлагательно приступить к коренному пересмотру всего строя русской школы (подчеркнутые слова выделены рукой Государя).

Николай II отчеркнул этот текст и написал следующий комментарий:

“Чем больше я перечитывал этот проект, тем [больше[8]] мне представляется неудобство помещения отчеркнутой фразы. Как будто до «прискорбных событий» я не осознавал необходимость улучшения строя русской школы”.

С этим комментарием Николай II отправил текст на доработку Сипягину и Победоносцеву в результате чего появилась окончательная редакция:

“Опыт последних лет указал однако на столь существенные недостатки нашего учебного строя, что Я признаю благовременным безотлагательно приступить к коренному его пересмотру и исправлению”, где совершенно нет упоминаний о “прискорбных событиях”»[9].

 

Призывание Божия благословения

«Другой очень важный фрагмент, полностью переписанный Николаем II находится в заключительной части документа. В первоначальном проекте говорилось:

“Да будут труды Ваши плодотворны, да помогут Вам в них родители и семьи, ближайшим образом обязанные пещись о судьбе своих детей, и тогда с помощью Божией, скоро наступит время, когда Я, и со мною весь народ будем с гордостью и радостью смотреть на молодое поколение как на твердую и верную надежду России и стойкую опору ея в будущем”.

Государь вычеркнул этот текст и предложил другой вариант:

“Да поможет нам (вам) Бог в этом деле, при содействии родителей и семейств, ближайшим образом обязанных пещись о правильном воспитании детей своих, и тогда можно надеяться, что наступит время когда ... будем с утешением видеть в молодом поколении твердую и верную надежду России”.

Здесь родители занимают более активную роль: они уже не просто “помогают” Министерству, но “содействуют” самому Царю, а министр и вверенное ему ведомство становятся только исполнителями царской воли.

Соответственно Царь призывает Божие благословение не только на свои (и Правительства) усилия, но и на семьи со-действующие в деле воспитания нового поколения.

Заметно, что Царь размышлял о “субъектах” образовательного процесса: так, рукой Николая II сначала написано “наши” а сверху надписан второй вариант “ваши”»[10].

 

Обращение к Святому Духу

«Заслуживает внимание также то, что Государь вычеркнул выражение “с гордостью и радостью” стоявшее в начальном тексте и заменил его на “с утешением”.

Эта правка кажется чисто редакционной. Однако при более внимательном чтении этого текста и сопоставлении его с другими документами вышедшими из под пера Николая II ранее представляется, что эта правка может иметь и определенный философско-богословский смысл.

В редакции Царя последняя часть Рескрипта приобретает смысл обращения к Святому Духу (согласно Евангелию Святой Дух есть Παράκλητοϛ − Помощник и Утешитель)»[11].

«На эту мысль наводит сопоставление c Коронационным Манифестом Николая II 1896 года:

“Всевышняя благодать, святым помазанием запечатлевшая великое призвание Наше, да подаст Нам молитвами всех верных и благочестивых сынов России силу и мудрость к совершению служения Нашего благу возлюбленного Отечества”.

Манифест 1896 года выражает восходящее к глубокой древности христианское учение о том, что Царь получает в таинстве Миропомазания дары Святого Духа для служения на благо народа по образу Христа (буквально “Помазанника” от χρίσμα – помазание).

Согласно ветхозаветному тексту (Ис.11:1-10) и толкованиям на него Отцов Церкви речь идет о Духе премудрости, разума, совета, крепости, ведения, благочестия и страха Божия»[12]

Для полноты, приведем сами слова великого пророка:

 

Пророчество Исайи о Царстве Христа

1. И произойдет отрасль от корня Иессеева,

и ветвь произрастет от корня его.

2. И почиет на нем Дух Господень,

дух премудрости и разума,

дух совета и крепости,

дух ведения и благочестия.

3. и страхом Господним исполнится,

и будет судить не по взгляду очей Своих,

и не по слуху ушей Своих решать дела.

4. Он будет судить бедных по правде,

и дела страдальцев земли решать по истине;

и жезлом уст Своих поразит землю,

и духом уст своих убьет нечестивого.

5. И будет препоясанием чресл Его правда,

и препоясанием бедр Его – истина.

6. Тогда волк будет жить вместе с ягненком,

и барс будет лежать вместе с козленком;

и теленок, и молодой лев и вол будут вместе,

и малое дите будет водить их.

7 И корова будет пастись с медведицею

и детеныши их будут лежать вместе;

и лев, как вол будет есть солому.

8 И младенец будет играть над норою аспида,

и дитя протянет руку свою на гнездо змеи,

9. Не будут делать зла и вреда

на всей святой горе Моей:

ибо земля будет наполнена вéдением Господа,

как воды наполняют море.

10. И будет в тот день: к корню Иессеву,

который станет как знамя для народов,

обратятся язычники, − и покой его будет слава.

 

Государь взял на себя личную ответственность

«Окончательный текст (в опубликованном Рескрипте) отличается как от первоначального проекта (Сипягина и Победоносцева), так и от первой редакции Николая II. Здесь говориться:

“Благословит Господь Наши труды;

да помогут Нам в них родители и семьи, ближайшим образом обязанные пещись о своих детях,

и тогда скоро наступит время,

когда Я и со мною весь народ будем с гордостью и утешением

видеть в молодом поколении твердую и верную надежду Отечества

и стойкую опору его в будущем”.

То есть теперь уже определенно говорится не о “Ваших трудах” (то есть трудах Министра и Министерства), но о “Наших трудах”, то есть о трудах самого Царя.

Государь в полном соответствии с первой фразой Рескрипта взял на себя личную ответственность за преобразование школы.

Соответственно Царь призывает Божие благословение и обращается за помощью к родителям и семьям, на которых лежит непосредственная ответственность за воспитание своих детей»[13].

 

Дело самого Царя и родителей

 

«Окончательная редакция Рескрипта очень ясно подчеркивает, что

“труд преобразования школы” есть дело самого Царя и родителей,

а министерство народного просвещения приобретает более инструментальную роль:

министр и его подчиненные должны “строго и неуклонно” идти к намеченной Царем цели

(как сказано в средней части документа, также значительно сокращенной и переработанной Николаем II)»[14].

 

Царь как «верховный родитель»

Мысль о том, что именно Царь и родители должны совместно вершить труд преобразования школы, а в более широком смысле и преобразования Империи, была особенно близка сердцу Государя, поскольку и себя самого Он, в соответствии с древней православной традицией, ощущал, как «верховного отца Своего народа». Именно поэтому Он так настойчиво и до конца проводил в жизнь концепцию «народной монархии». Концепцию, близкую сердцу Его верноподданных, продолжившую жизнь в эмиграции в движении «штабс-капитанов», и вернувшаяся вместе с ним в Отечество, не утеряв своего значения и в наши дни.

«В других программных документах Николая II, посвященных вопросам образования, явно содержится мысль о Царе как “верховном родителе”, например в Рескрипте 10 июня 1902 года Г.Э. Зенгеру [сменившего 11 апреля 1902 года П.С. Ванновского на посту Министра Народного просвещения]:

“Родительскому сердцу Моему было отрадно узнать, что значительное большинство студентов в конце нынешнего учебного года в самостоятельном сознании своего долга вернулись к учебным занятиям и порядку.

Я хочу верить, что после летнего отдыха и успокоенного обращения к своей совести, а также под благотворным влиянием родителей и близких, учащаяся молодежь внемлет Моему голосу, призывающему ее вместе со всеми Моими верноподданными под сень труда и законности”.

Несмотря на более ярко выраженный антиреволюционный тон рескрипта Зенгеру, в нем также подтверждается курс на реформу школы:

“Назначив вас управлять Министерством Народного Просвещения, Я возложил на вас, в числе важнейших обязанностей, задачу разработать и представить на Мое утверждение через Государственный Совет проекты преобразования средней школы и высших учебных заведений”.

Незадолго до того в записке П.С. Ванновскому по поводу студенческих беспорядков в конце 1901 года Николай II писал:

“Я не могу допустить, чтобы в рассадниках высшего научного образования дорого оплачиваемых сбережениями народного труда, из-за горсти дурно настроенных юношей, тысячи их товарищей лишались возможности учиться и подвергались постоянной опасности не только быть жертвами увлечений, но расплачиваться за них разрушением всей жизни.

Вследствие сего, в ясном сознании своего родительского долга перед Богом и Россией, вверяющей мне судьбы своих детей, дабы положить конец смуте, волнующей ум учащейся молодежи ...я повелеваю: ...”[15]»[16].

На имя Григория Эдуардовича Зенгера Императором Николаем II были даны два Высочайших рескрипта ‒ от 10 июня 1902 года и от 6 апреля 1903 года ‒ оба они были опубликованы в печати.

Содержание первого из них, в котором определялись главные черты проводимой реформы, ввиду его особой важности, хочется привести полностью.

 

Документ и комментарии к нему цитируются по изд.: Галенин Б. Царская школа. М., 2013.



[1] Образовательный потенциал Российской Империи. С. 125.

[2] ГАРФ Ф. 601, Оп. 1, Д. 1080.

[3] Образовательный потенциал Российской Империи. С. 126.

[4] Ольденбург С.С. Царствование Императора Николая II. С. 15-16.

[5] Образовательный потенциал Российской Империи. С. 126.

[6] Сипягин Дмитрий Сергеевич (5.03.1853-2.04.1902), государственный деятель. Родился в старинной дворянской семье, известной с XIV века. На протяжении веков представители рода Сипягиных служили верой и правдой русским монархам. Из числа знаменитых предков Сипягина выделяется его дед Николай Мартынович (1785-1828), участник всех войн с Наполеоном, военный губернатор Тифлиса, построивший первые грузинские светские школы и основавший первую русскую газету в Закавказье. Сам Сипягин окончил курс в Петербургском университете, служил по Министерству внутренних дел, был предводителем дворянства в Московской губ. В 1886 Сипягин был назначен харьковским вице-губернатором, затем был переведен в Курляндскую губ. В этом «сложном» крае, где сталкивались русские, немецкие, еврейские, польские и латышские притязания, Сипягин сумел добиться всеобщего примирения, твердо соблюдая при этом интересы государства. Энергия, распорядительность и работоспособность Сипягина обратили на себя внимание Императора Александра III. В 1891 38-летний Сипягин стал московским губернатором, заняв один из высших постов в Империи. Успешное выполнение своих обязанностей способствовало дальнейшей карьере Сипягина. В 1893 он становится товарищем министра государственных имуществ, в 1894 − товарищем министра внутренних дел, в 1895 − Главноуправляющим Собственной Его Императорского Величества Канцелярии по принятию прошений. Имея столь солидный и разнообразный опыт, при этом молодой и энергичный, Сипягин 20 окт. 1899 был назначен Главноуправляющим МВД, а год спустя стал полноправным министром. Сипягин занял министерское кресло в сложный момент. Экономический кризис и неурожай 1900-1903 крайне осложнили внутриполитическую ситуацию в России. В начале 1901 в обеих столицах начались студенческие волнения, многие заводы были охвачены забастовками, нередко сопровождающимися баррикадными столкновениями («обуховская оборона»). Многочисленные враги традиционного российского образа правления приободрились, и началось бурное формирование оппозиционных партий. Так, в 1901 возникли эсеры, еврейская независимая партия и т.п. В таких условиях Сипягин действовал решительно и твердо, усмиряя силой оружия все нарушения порядка. Но в апреле 1902 он был убит эсером Балмашевым. /Лит.: Шереметев С.Д. Д.С. Сипягин. - М., 1902.

[7] Образовательный потенциал Российской Империи. С. 126-127.

[8] Помещенный в квадратных скобках текст написан неразборчиво или испорчен в архивном документе и восстановлен по смыслу. – Прим. Д.Л. Сапрыкина.

[9] Образовательный потенциал Российской Империи. С. 127-128.

[10] Там же. С. 128.

[11] Там же. С. 128-129.

[12] Там же. Прим. 84. С. 129.

[13] Там же. С. 129.

[14] Там же. С. 129-130.

[15] ГАРФ Ф. 543. Оп.1. Д. 261.

[16] Образовательный потенциал Российской Империи. С. 129-130. Прим. 85. 

 

Страна и регион:

Дата: 
25 марта, 1901 г.