Поиск по документам XX века

Loading

Закон о свободе совести и о религиозных объединениях. Закон РФ. 26 сентября 1997 г.

Закон о свободе совести и о религиозных объединениях (1997). Конституция РФ, принятая референдумом 12 декабря 1993 года, ликвидировала систему Советов народных депутатов, в результате чего в структуре государственно-церковных отношений исчез экспертно-консультативный совет, призванный решать спорные вопросы регистрации и отличать религию от псевдорелигии (ст. 12), а также исчезла контрольная функция государства за соблюдением закона (ст. 11). Регистрация новых религиозных объединений превратилась в автоматическую, и именно с 1994 года начались громкие скандалы вокруг деятельности так называемых "деструктивных сект". Поэтому сразу же после начала своей деятельности Государственная Дума созыва 1993—1995 годов совместно с Правительством РФ приступила к разработке по сути нового закона о свободе совести. Рабочую группу возглавили председатель комитета Госдумы, депутат от фракции КПРФ В. И. Зоркальцев и заместитель руководителя аппарата Правительства РФ А. Е. Себенцов. В рабочей группе были представлены 9 крупнейших религиозных объединений РФ.

В итоге работы Правительство РФ в июле 1995 года внесло по сути новый законопроект в Государственную Думу. Однако ввиду предстоящих выборов нового состава Думы проект закона не был рассмотрен. После начала в январе 1996 года деятельности Госдумы нового созыва, в котором большинство получили левые и национал-патриотические силы, концепция законопроекта претерпела изменения в сторону ужесточения норм не только против иностранных миссионеров, но и против отечественных религиозных новообразований. Более жесткий по сравнению с правительственным текст законопроекта был внесен в Госдуму и принят в первом чтении 16 июля 1996 года.

К законопроекту было подано свыше 400 поправок от депутатов Госдумы и членов Совета Федерации, а также от законодательных собраний субъектов Федерации, большинство которых носили взаимоисключающий смысл, многие прямо противоречили Конституции РФ: например, предлагалось включить в закон понятие "традиционная религия", отнести к нему православие, ислам, буддизм и иудаизм, а для представителей иных религий, желающих зарегистрироваться, ввести минимальный ценз в 10 тысяч человек. Существенное давление на депутатов оказывалось представителями РПЦ.

На последнем этапе в законопроект была введена преамбула, в которой подчеркивалось уважение государства к 4 традиционным религиям, но без ограничений для остальных.

18 июня и 23 июня 1997 года проект был принят в качестве Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях". Как и в 1993 году, последовала негативная реакция стран Запада и Ватикана. В печати были опубликованы письма к Президенту Б. Ельцину от президента США и папы римского с просьбой не подписывать закон. Конгресс США решил заблокировать гуманитарную помощь России в случае вступления закона в действие. Против закона также выступили представители протестантских конфессий и религиозных меньшинств России. В то же время 49 епископов РПЦ во главе с Патриархом Алексием II в июле 1997 года обратились к Президенту РФ с настоятельной просьбой ввести закон в действие. Закон был поддержан также мусульманами, иудеями и буддистами. 22 июля 1997 года Б. Ельцин сообщил о том, что решил наложить на закон "вето" в силу противоречия его Конституции РФ, после чего Патриарх Алексий II и члены Св. Синода сделали заявление, в котором выразили сожаление, а также мнение, что Президента РФ дезинформировала пресса. В заявлении содержалось предостережение, что позиция Президента РФ может "создать напряженность между властью и народом". В то же время папа римский публично поблагодарил Б. Ельцина за "вето".

В августе 1997 года Президент РФ дал поручение доработать текст закона в Администрации Президента с участием представителей всех конфессий. Участники работы отметили рост клерикализма. Представители РПЦ настаивали на принятии их формулировок, которые и вошли, в частности, в окончательную редакцию ст. 27 (п. 3) и предусматривали запрещенную Конституцией РФ "обратную силу" закона и поражение в правах ныне зарегистрированных, но существующих менее 15 лет религиозных общин.

2 сентября 1997 года представители 15 участвовавших в работе над "президентским вариантом" конфессий, кроме двух основных толков старообрядчества, подписали Заявление, в котором просили Президента РФ внести в Думу их предложения в качестве официальных поправок Президента РФ, а Госдуму просили принять этот вариант. 3 сентября 1997 года Б. Ельцин подписал письмо в Госдуму с приложением поправок к тексту от 23 июня 1997 года. Однако 11 сентября 1997 года католики и представители 3 основных протестантских конфессий России объявили, что они против принятия закона в таком виде.

После некоторых компромиссов между депутатами и представителем Президента РФ в Госдуме закон был принят 19 сентября 1997 года Государственной Думой (358 голосов "за" — около 75%), одобрен Советом Федерации единогласно 23 сентября 1997, 26 сентября 1997 он был подписан Президентом РФ, а вступил в силу со дня его официального опубликования 1 октября 1997 года.

По новому закону установлено "сито" государственного контроля за новыми исповеданиями: последователи новой религии могут создать "религиозную группу", которая в течение 15 лет будет существовать без правоспособности юридического лица и лишь по прошествии этого срока вправе получить такую правоспособность. Исключение делается для тех, кто входит в уже существующие централизованные религиозные организации: в этом, случае регистрация проходит автоматически. К принципиально новым нормам можно отнести право государства затребовать при регистрации сведения вероучительного характера. Светский характер государства в законопроекте сохраняется и даже детализируется, несмотря на то, что на практике многими министрами и губернаторами эта норма не соблюдается. Расширен список различных льгот для религиозных организаций, вплоть до освобождения священнослужителей от военных сборов. Представительства иностранных религиозных организаций не вправе заниматься в России никакой религиозной деятельностью. В то же время по смыслу п. 3 ст. 27, сформулированной юридически неправильно, представители так называемых "тоталитарных сект" могут легко обходить "сито" государственной регистрации и контроля, получая подтверждение о своем вхождении в любую зарегистрированную по прежнему закону централизованную организацию своих единомышленников или сочувствующих.

В. С. Полосин

Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 100-102.

Страна и регион:

Дата: 
27 сентября, 1997 г.