Поиск по документам XX века

Loading

Из протоколов допросов Н.Д. Кондратьева по делу Трудовой Крестьянской партии. 4 августа 1930 г.

Из протоколов допросов Н.Д. Кондратьева по делу Трудовой Крестьянской партии 12

4 августа 1930 г.

Допрошенный пом[ощником] нач[альника] секретно-оператиного управления тов. Аграновым, я показал нижеследующее:

Как отмечалось мною уже ранее, полностью разработанной платформы нашей партии еще не было, хотя разработка такой платформы и шла.

... Ниже я попытаюсь отобразить в среднем господствовавшие представления в ЦК по основным вопросам платформы. Но возможно, что при этом мне все же не удастся полностью избежать известного субъективизма.

I. Исходные положения

1.            Ни один общественный строй, как бы он ни назывался, не является ни абсолютно идеальным, ни совершенно плохим. Каждый данный строй общества является относительно лучшим или худшим в зависимости от того, в какой степени обеспечивает он дальнейшее наиболее быстрое повышение уровня материальной и духовной жизни возможно более широких масс населения.

2.            С другой стороны, наиболее быстрому дальнейшему росту уровня материальной и духовной жизни масс способствует в каждый данный период лишь тот общественный строй, который достаточно соответствует достигнутому уровню развития производительных сил и духовной культуры народа. Если общественный строй оказывается заметно ниже этого уровня, происходит революция, которая в конечном счете лишь устраняет указанное несоответствие. Если, наоборот,, под влиянием тех или иных причин (в том числе и революций) экономический и политический строй общества оказывается по своей структуре значительно выше, чем это допускает уровень развития производительных сил и духовной культуры, то радикализм и прогрессивность такого строя оказываются чисто номинальными и по существу рано или поздно отмирают.

3.            При наличии общественных классов исторический процесс протекает в формах борьбы и сотрудничества этих классов. Классы эти имеют различную степень силы и прогрессивности. Диктатура одного класса возможна и прогрессивна лишь при условии, что другие классы или уже сходят с исторической сцены, или, наоборот, еще только появляются на ней. При иных условиях, поскольку классы существуют, диктатура всегда грозит вылиться в формы насилия одного живого прогрессивного класса над другим также живым, сильным и еще прогрессивным классом или классами

4.            По уровню развития производительных сил и духовной культуры при капиталистическом окружении дореволюционная Россия была не подготовлена к строительству социализма, особенно в сфере сельского хозяйства, и этот общественный строй не мог бы оказаться для нас наиболее прогрессивным.

С другой стороны, дореволюционный общественный строй ее явно изжил себя. Наконец, Октябрьская революция, нанесшая поражение не только остаткам феодализма, но и промышленному капитализму, положила неизгладимую печать на линию нашего дальнейшего развития, которую невозможно просто отменить. При этих условиях и на фоне сдвигов мирового капитализма к стадии капитализма регулируемого, если у нас и не было данных для строительства непосредственно социализма, то нет данных и для возрождения классического или полного капитализма. Наш общественный строй может быть лишь строем регулируемого капитализма при значительном внедрении в него в соответствующих секторах социалистических элементов. В этом смысле нэп явился прообразом и основой такого строя.

5.            Классы в СССР остались и после Октябрьской революции. Причем, с разгромом феодального дворянства и торгово-промышленной буржуазии у нас остались два основных живых, мощных и на данной стадии прогрессивных класса — рабочие (включая с[ельско]х[озяйственных) рабочих и часть деревенской бедноты) и мелкая деревенская буржуазия, т.е. различные группы крестьянства. Состояние этих классов и соотношение их сил таково, что прогрессивным и удовлетворяющим требованиям масс может быть лишь тот общественный строй, который явится выражением не диктатуры одного класса, а реального союза и сотрудничества двух указанных классов.

В соответствии с изложенными вкратце исходными положениями практические положения платформы крестьянской партии сводились к следующему. 

II. Экономическая политика

6. Аграрная политика. Земля остается национализированной и находится в пользовании индивидуальных крестьянских хозяйств, их объединений и государства. Никакого выкупа за конфискованную землю не устанавливается. В целях поднятия инициативы населения и ускорения роста производительных сил в основном (за некоторыми изъятиями) обеспечивается свобода хозяйствования от административного вмешательства. В соответствии с этим проводится принцип свободы выбора форм землепользования и хозяйства. Допускается оборот земли в форме аренды и залога землепользования, причем по районам устанавливаются, однако, для индивидуальных хозяйств нормы (достаточно свободные) максимальной концентрации землепользования в одних руках. Путем реформы наследственного и семейного права, а также путем установления принципа компенсации за неиспользованные затраты в землю проводится борьба против дробимости хозяйств за его интенсификацию. Расширяется институт найма труда в сельском хозяйстве в соответствии с изложенными положениями земельной политики.

Государство сохраняет за собой возможность влиять на на-правление развития с[ельского] хозяйства преимущественно мерами экономического воздействия, т.е. через кредит, тарифы и т.д., а также мерами агропропаганды.

7.            Политика в сфере кооперирования с(ельского) хозяйства. Кооперирование с(ельского) хозяйства признается одной из наиболее прогрессивных и целесообразных форм развития крестьянского хозяйства. Допускаются и поощряются все виды и форму кооперативов и их объединений в с|ельском]хозяйстве, начиная от простейших снабженческо-сбытовых до колхозов включительно. Кооперация в сельском! хозяйстве строится на основе полной добровольности объединения и свободы выборов органов управления.

8.            Обложение с[ельского] хозяйства. Проводится на основе прогрессивно подоходного принципа. Ради простоты непосредственным объектом обложения служит землеобеспечение. Но при этом учитывается различие доходности единицы площади по экономически-однородным районам. Хозяйства с доходом ниже известного (невысокого) минимума от обложения освобождаются. В целях, чтобы обложение не носило характер штрафа за лучшее хозяйствование, прогрессия его не должна быть очень большой. В общем обложение с[ельского] хоз[яйства] должно затронуть, по возможности, лишь рентную часть доходов с[ельского] хозяйства.

9.            С[ельско]х[озяйственный] кредит строится на хозяйственном принципе и открыт для всех видов сельских хозяйств. Всемерно поощряется мобилизация средств самого населения путем развития с[ельско]х[озяйственной] кооперации. Сельскохозяйственный) кредит, как таковой, не может служить, без нарушения его основ, целям содействия маломощным хозяйствам, если они некредитоспособны. Для содействия таким хозяйствам создаются особые государственные капиталы, ссужаемые на специально-льготных началах.

10.          Политика в области промышленности. Основные отрасли промышленности (как горная, металлургия, военная и др., сюда же относится транспорт) остаются в непосредственном управлении государства на основе хозяйственного расчета. В зависимости от финансовых, технических и организационных возможностей выделяются, далее, отрасли, в которых государство проводит или принцип сдачи предприятий в аренду, или принцип акционирования с частным (в том числе и c. иностранным) капиталом. Мелкая промышленность денационализируется и отходит частью в руки кооперации, а частью в руки частного капитала. В соответствии со сказанным государство расширяет права участия частного (в том числе и иностранного) капитала в промышленном строительстве. Сосредоточивая главное внимание на развитии руководящих отраслей промышленности, государство строго соразмеряет сумму капитальных вложений в промышленность с реальными ресурсами и накоплениями.

11.          Политика в области торговли. В сферу товарного обращения государство влагает лишь самый необходимый минимум своих средств и усилий, предоставляя здесь соответствующий простор работе кооперации и частного капитала. Монополия внешней торговли, как общий принцип, в порядке постепенности отменяется. Исключение делается для тех отраслей внешней торговли, монополизация которых необходима по соображениям обороны и развития внешних отраслей государственной промышленности.

12.          В области финансов и кредита обеспечивается твердость валюты, как необходимая предпосылка хозяйственного роста страны и нормального функционирования рынка. В связи с этим путем экономики в расходах и увеличения государственных доходов строго проводится принцип равновесия в бюджете.

Что касается кредита, то основные учреждения его остаются государственными. Наряду с ними допускается образование кооперативных, частных и смешанных учреждений коммерческого кредита. 

13. Рабочий вопрос. Устанавливается минимум заработной платы в соответствии с реальными условиями. Сохраняется право образования на добровольных началах профессиональных союзов, как органов защиты и представительства интересов рабочего класса, а также право стачек. Вводится восьмичасовой рабочий день. Сохраняется смешанное (за счет государства, частных предпринимателей и профсоюзов) социальное страхование на случай старости, инвалидности, болезней и безработицы.

III. Политическое устройство

14.          Государственный строй представляет собой федеративную демократическую республику, опирающуюся в основе на два важнейших общественных класса — рабочих и крестьян. Иная форма организации власти, в частности, диктатура, является нежелательной. В случае фактического установления иной и, в частности, диктаториальной власти партия сохраняет в отношении ее свободы действий и ведет себя в зависимости от характера и программы власти.

15.          Устанавливается всеобщее, равное и тайное избирательное право. Оно ограничивается путем повышения избирательного возраста и установлением строгого морального ценза

16.          В основном сохраняется советская форма управления.

17.          Политические партии легализуются за исключением явно реакционных и антигосударственных.

18.          Устанавливаются гражданские свободы в пределах, диктуемых соображениями устойчивости государственного порядка.

19.          Со всей строгостью проводится принцип законности и охраны установленного публичного и частного права. В связи с этим создается достаточно независимый институт суда.

20.          При сохранении единства государства проводится начало равноправия входящих в его состав национальностей.

IV. Внешняя политика

21.          Проводится политика мира при неуклонной охране границ государства.

22.          В связи с этим, в целях уменьшения опасностей войны, повышения авторитета государства и международного доверия к нему оно входит в состав Лиги наций.

23.          В целях привлечения иностранного капитала и обеспечения иностранных кредитов прокламируется признание долгов с

тем, чтобы при определении их размеров были учтены контрпретензии России и чтобы были установлены льготные условия платежа долгов, подобные тем, какие практиковались во взаимоотношениях некоторых стран, например Италии, с Соединенными) Штатами.

V. Тактические положения

24.          Партия исходила из положений, что в условиях СССР только на путях углубления нэпа и, следовательно, на путях постепенного осуществления изложенной платформы можно обеспечить хозяйственный и культурный расцвет страны. И наоборот, каждый шаг вперед в этом расцвете будет показывать, что для укрепления и расширения достижений необходимо дальнейшее последовательное проведение изложений платформы. Попытки отступить от этой линии фактически возможны, но они быстро поведут к вспышке хозяйственных затруднений, к обострению социальных противоречий (главным образом, между городом и деревней), к борьбе различных, в частности, более умеренных элементов ВКП(б) между собой, могущей дойти вплоть до раскола. Все это в конце концов вынудит Советскую власть к новым и новым уступкам. Отсюда основной тактический принцип нашей партии состоял в ставке на эволюционный путь перерождения и сползания Советской власти направо, под давлением экономической и социальной необходимости, и в использовании легальных возможностей для выяснения и борьбы за необходимость охраны и углубления нэпа. Отсюда ясно также, что партия стояла за всемерное содействие рост}' народного хозяйства, т[ак] к[ак] этот рост, по ее мнению, был возможен лишь на путях углубления нэпа и т[ак] к[ак] такой хозяйственный рост являлся бы лучшим доказательством необходимости уступки со стороны Сов[етской] власти.

25.          В связи с этим партия относилась отрицательно к крестьянским восстаниям и др[угим] экстремистским приемам, как к методам своей борьбы, т[ак] к[ак] они, вызывая огромные жертвы, не могут дать положительного эффекта, толкая Советскую власть к усилению суровости диктатуры. Фактически местные крестьянские восстания и эксцессы могли возникать. Но с точки зрения партии это означало бы лишь то, что Советская власть, не учитывая действительности, слишком уклонилась от линии необходимости пути развития. Такие эксцессы были бы поэтому социальным бедствием, которое нужно избежать, были бы лишь доказательством, что про

грамма партии недостаточно успешно осуществляется. При этих условиях стимулирование местных эксцессов для партии являлось бы бессмыслием. Восстание как метод борьбы могло бы иметь положительное политическое значение лишь в том случае, если бы советская система и заявила себя в такой мере, что пришла бы в резкий конфликт не только с крестьянскими, но и с рабочими интересами. Тогда обнаружилось бы естественное и общее, рабоче-крестьянское возмущение и партия должна была бы, как идейно-организующий центр, поддержать его. Однако перспективы на общий конфликт советской системы с интересами рабочего класса партия не видела. Среди, рабочих работы она вести не имела в виду.

26.          Равным образом партия относилась отрицательно к интервенции, рассматривая ее как фактор неизбежного раздела СССР, нового хозяйственного потрясения и установления реакции. Поэтому ПК считал недопустимым делать что-нибудь, что способствовало бы возникновению интервенции. ЦК допускал, однако, что фактически интервенция, тем не менее, может возникнуть. В таком случае линия поведения конкретно должна была бы определиться в зависимости от конкретных условий, которые создаются в результате интервенции.

27.          Партия не допускала блока с группировками, отвергающими демократический принцип. Исключение делалось на случай блока с правым крылом ВКП(б) при переходе, к нему власти, т[ак] к[ак] этот блок рассматривался как этап к осуществлению демократического принципа. В отношении других группировок, отвергающих этот принцип, считалась возможной лишь информационная связь, необходимая для ориентации в расстановке сил.

Кондратьев Н.Д. Особое мнение. М.. 1993. Ки. 2. С. 685- 690

Документ приводится по изд.: Хрестоматия по отечественной истории (1914-1945 гг.). Под. ред. А.Ф. Киселева и Э.М. Шагина. М., 1996, с. 453-459, Раздел IV, документ № 22.

Примечания

12. Трудовая крестьянская партия (название дано в ОГПУ по аналогии с зарубежной организацией) — 20-е годы ОГПУ включала в ТПК часть социалистов аграрников, выступавших за сбалансированное развитие промышленности и сельского хозяйства. На судебном процессе (1930) осуждены Н.Д. Кондратьев Л.В. Чаянов и близкий им круг экономистов

Документ с разной степенью достоверности отражает настроения части оппозиционной общественности.

Персоналии:

Страна и регион:

Дата: 
4 августа, 1930 г.