Поиск по документам XX века

Loading

Доклад Заместителя Председателя Совета Народных Комиссаров СССР Булганина Н. А. Часть I.

До Советской власти в нашей стране не было автомобильной промышленности, весь автомобильный парк царской России в 1913 г. состоял из 8800 автомашин иностранных марок и фирм.

Усилиями Советской власти, Коммунистической партии и благодаря лично товарищу Сталину у нас в СССР создана наша социалистическая автомобильная промышленность.

Товарищ Сталин, подводя итоги еще первой пятилетки, говорил: «У нас не было автомобильной промышленности. У нас она есть теперь».

Эти слова с гордостью повторяем мы и сегодня. У нас есть теперь технически передовая, социалистическая автомобильная промышленность. Эта промышленность за первую пятилетку в народное хозяйство сдала 57 тыс. автомобилей, или в 3,5 раза больше, чем весь парк автомобилей на начало первой пятилетки.

Во второй пятилетке в народное хозяйство поступило 555 тыс. автомобилей, это почти в 10 раз больше, чем было выпущено автомобилей за первую пятилетку.

Трудно, пожалуй, найти такую отрасль промышленности, которая бы по своим темпам росла быстрее, чем автомобильная промышленность, а вместе с ней и автомобильный транспорт.

Теперь, как вы знаете, по производству грузовых автомашин мы занимаем первое место в Европе и второе в мире. Ежедневно с конвейеров наших автомобильных заводов сходит свыше 700 автомашин. Наш автомобильный парк с каждым днем растет и будет расти. Сотни тысяч автомашин обслуживают строительство, промышленность, сельское хозяйство и нужды городского и сельского населения.

Автомобиль в СССР теперь проник в самые отдаленные уголки нашей страны и быстро внедряется во все отрасли народного хозяйства.

Еще большее значение автомобильный транспорт приобретает в третьей пятилетке.

XVIII съезд Всесоюзной Коммунистической партии (большеви-

[422]

ков) установил следующие задания по автомобильному транспорту на третью пятилетку:

«Организовать регулярное движение автомобильного транспорта на автомагистралях, трактах и грузонапряженных подъездах к городам, железнодорожным станциям и водным путям, —говорится в решениях XVIII съезда партии,—Обеспечить необходимую ремонтную базу для автотранспорта. Развить строительство гаражей и безгаражных стоянок, станций обслуживания и колонок по заправке автомобилей. Увеличить автоперевозки за пятилетие в 4,6 раза. Всемерно развить производство и применение автоприцепов в грузовом автотранспорте». И дальше:

«Особое внимание обратить на развитие городского и междугороднего автотранспорта, увеличив число автобусов на 27 тыс. единиц и максимально развить применение такси, пассажирских и грузовых».

Автомобильный парк увеличивается с 570 тыс. машин в 1937 г. до 1 700 тыс. машин к концу третьей пятилетки. Парк автобусов должен возрасти до 34 240 единиц, т. е. увеличится почти в 5 раз. Парк грузовых такси соответственно увеличивается почти в 30 раз, парк легковых такси увеличивается в 31 раз и достигнет 38 200 машин к концу пятилетки.

В народное хозяйство с каждым годом будет поступать все большее и большее количество автомобилей новых марок. В третьей пятилетке появятся новые машины — малолитражные автомобили, легковые автомобили—фаэтоны, грузовики с повышенной мощностью. Быстро будет увеличиваться выпуск автомобилей с газогенераторами.

И вот, товарищи, этому быстрому росту автомобильного парка никак не соответствует существующее ныне организационное построение руководства автомобильным хозяйством. В настоящее время управление автомобильным парком раздроблено и распылено между множеством мелких автомобильных баз и хозяйств. Если взять все автохозяйства и сгруппировать их по количеству имеющихся у них автомашин, то, по отчетным статистическим данным автомобильной инспекции на начало 1939 г., мы будем иметь следующую картину:

В автохозяйствах с количеством от 1 до 4 машин состоит 39,5 % всех автомобилей; в автохозяйствах от 5 до 9 машин состоит 16,6 % всех автомобилей; от 10 до 19 автомашин —

[423]

13,2 %; от 20 до 49 автомашин— 15,6 %; от 50 до 99 — лишь 8,5 %; от 100 и выше — 6,6 %.

Из этого видно, что 56,1 % всего автомобильного парка содержится в мелких автомобильных хозяйствах, имеющих одну, две, три и не более девяти машин.

В капиталистическом хозяйстве невозможно рациональное и организованное использование автомобильного транспорта. Там мешает этому частная" капиталистическая собственность.

У нас в социалистическом хозяйстве имеются все условия к тому, чтобы эксплоатацию автомобильного транспорта вести как государственное дело, на началах полной и максимальной организованности.

Раньше, когда у нас машин было не так много, такая раздробленность и распыленность управления были неизбежны. Теперь наш автомобильный парк представляет серьезную и внушительную силу, и в связи с этим вполне назрела необходимость организованного государственного руководства автомобильным транспортом.

Эта задача и должна быть возложена на народные комиссариаты автомобильного транспорта союзных республик.

[424]