Поиск по документам XX века

Loading

Речь депутата Велибекова P. X. (28 мая 1939 г.)

Шверник Н. M. (Председатель). Заседание Совета Национальностей объявляю открытым. Продолжаем прения по докладу о государственном бюджете. Слово имеет депутат Велибеков.

Велибеков P. X. (Вединский округ, Армянская ССР). Товарищи депутаты! 25 мая на совместном заседании Совета Союза и Совета Национальностей мы заслушали доклад о государственном бюджете СССР на 1939 г.

Цифры, приведенные в докладе, показывают, что из года в год возрастает экономическая мощь нашей страны, умножаются ее богатства, поднимается материальное благосостояние нашего народа, растет его культурный уровень.

В государственном и местных бюджетах отражаются, как в зеркале, замечательные изменения, происшедшие в жизни нашей страны.

Народный доход с 45,5 млрд. руб. в 1932 г. вырос до 96,3 млрд. руб. в 1937 г. — больше чем в два раза.

Общий фонд зарплаты с 34 млрд. руб. в 1933 г. вырос до 81 млрд. руб. в 1937 г., т. е. больше чем в два раза.

[232]

За 5 лет доходная часть государственного бюджета увеличилась в 3 раза. Если в 1932 г. она составляла 30,6 млрд. руб., то в 1937 г. она достигла 96,6 млрд. руб.

Расходы государственного и местных бюджетов на социально- культурные мероприятия с 4,8 млрд. руб. в 1932 г. выросли до 25,7 млрд. руб. в 1937 г., т. е. в 5,4 раза.

Наряду с этими успехами нужно отметить и недостатки в исполнении государственного бюджета за 1937 г. К этим недостаткам относится прежде всего то, что доходная часть была Выполнена на 1 ,8 % меньше суммы, установленной Сессией ЦИК СССР.

На первый взгляд кажется, что эта цифра небольшая. Но если принять во внимание общий объем доходной части бюджета в 98069 млн. руб., то этот небольшой процент составляет довольно солидную сумму—1 747 млн. руб.

Недовыполнение доходной части государственного бюджета 1937 г. нужно прежде всего отнести за счет неудовлетворительной работы финансового аппарата, не сумевшего, полностью обеспечить поступление доходов. Недовыполнение объясняется также неудовлетворительной работой легкой, лесной, табачной промышленности, не выполнивших установленных производственных программ.

В результате этого бюджет получил налога с оборота на 1,2 % меньше, чем было намечено планом.

Ввиду невыполнения плана накоплений такими отраслями народного хозяйства, как пищевая промышленность, железнодорожный транспорт и др., отчислений от прибылей поступило на 487 млн. руб., или на 7,7 %, меньше, чем было предусмотрено в бюджете.

Необходимо, чтобы как количественные, так и качественные показатели плана выполнялись каждым наркоматом, каждым крупным и мелким предприятием в отдельности.

Рост государственных расходов в 1937 г. по сравнению с 1936 г. на 12094 млн. руб., или на 14,8 %, является крупным достижением, ибо эти расходы были в основном направлены на дальнейший рост народного хозяйства и на социально-культурные мероприятия.

Несмотря на это, расходная часть государственного бюджета 1937 г. была недовыполнена на 3198 млн. руб., т. е. на 3,3 %, что является минусом в работе тех отраслей народного хозяйства, которые не освоили отпущенные им средства.

[233]

Товарищи депутаты! В Армянской ССР, как и в остальных союзных республиках, за годы второй пятилетки государственный и местный бюджеты увеличились в несколько раз: бюджет Армянской ССР вырос с 73,5 млн. руб. в 1932 г. до 336 млн. руб. в 1937 г., что дает увеличение в 4,5 раза.

За годы второго пятилетия государственный и местный бюджеты Армянской ССР составили 971,8 млн. руб. Из этой суммы вложено в народное хозяйство 247,9 млн. руб., а на социально-культурные мероприятия—573,1 млн. руб., или 59% всех расходов.

В результате роста социалистического хозяйства произошли качественные сдвиги в бюджете в смысле усиления удельного веса доходов от обобществленного хозяйства.

Против утвержденной ЦИК СССР доходной части бюджета Армянской ССР за 1937 г. в сумме 293 млн. руб., а по уточненному плану в 316 млн. руб., поступления составили 323 млн. руб., или 102,4о/о. В то же время по всем союзным республикам план доходных поступлений за 1937 г. был выполнен на 95,76%,

Расходная часть бюджета 1937 г. Армянской ССР против утвержденной ЦИК СССР суммы в 293 млн. руб., а по уточненному плану в 317 млн. руб., была выполнена в сумме 314 млн. руб., или на 98,9 %. По всем республиканским бюджетам план финансирования был выполнен на 95,5 %.

Невыполнение плана финансирования народного хозяйства по госбюджету Армянской ССР на 1,1 о/о объясняется, как и в остальных республиках, неудовлетворительным ходом капитальных работ и невыполнением производственных программ рядом отраслей народного хозяйства.

Так же как в государственном бюджете СССР, большую часть доходов, проводимых по государственному бюджету Армянской ССР, составляют налог с оборота и отчисления от прибылей. Из общей суммы доходов бюджета Армянской ССР за 1937 г. в 316 млн. руб. налог с оборота и отчисления от прибылей составляют 284,2 млн. руб., т. е. 89,9 %, в том числе отчисления от прибылей равны 18,3 млн. руб.

Из общей суммы расходов по государственному бюджету Армянской ССР за 1937 г. отпущено на народное хозяйство 40,8 млн. руб., на социально-культурные мероприятия—90,3 млн. руб., в том числе, на просвещение—59,9 млн. руб. В то время как по государственному бюджету Армянской ССР за 1936 г. превышение расходов над

[234]

доходами составляло 1037 564 руб., по бюджету 1937 г. доходы превышают расходы на 130376 руб.

Товарищи депутаты! Государственный бюджет Союза ССР на 1939 г., принятый Совнаркомом СССР и внесенный на обсуждение Верховного Совета СССР, является огромной важности документом, демонстрирующим всему миру все возрастающую мощь Советского государства, расцвет экономики и культуры нашей страны под руководством Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков) и вождя народов товарища Сталина! (Аплодисменты.)

Принятый Совнаркомом СССР государственный бюджет Союза ССР на 1939 г. по доходам в сумме 155607 млн. руб. и по расходам в сумме 154 957 млн. руб., с превышением доходов над расходами в 650 млн. руб., является отражением тех достижений, которых добилась наша страна в области экономики и культуры, является результатом того, что наша страна вступила в полосу завершения строительства бесклассового социалистического общества и постепенного перехода от социализма к коммунизму.

Какой размах! Как далеко вперед шагнула наша страна! Государственный бюджет по доходам с 38,2 млрд. руб. в 1932 г. вырос до 155 млрд. руб. в 1939 г. — в 4 раза! Хотя это кое-кому из любителей «геометрии» может и не нравиться, но факты, товарищи депутаты, упрямая вещь.

Рост доходов государственного бюджета на 1939 г. по сравнению с 1938 г. на 22 % происходит главным образом в результате увеличения доходов от социалистического хозяйства, особенно от увеличения поступлений налога с оборота и отчислений от прибылей.

Расходы государственного бюджета на 1939 г. возрастают по сравнению с 1938 г. на 25 о/о и в основном направляются на народное' хозяйство, на социально-культурные мероприятия и на укрепление обороноспособности нашей страны, в полном соответствии с желаниями нашего народа, на радость друзьям и на страх врагам.

Бюджет Армянской ССР на 1939 г., по представленному на рассмотрение Третьей Сессии Верховного Совета проекту, составляет 435,8 млн. руб. и возрастает почти на 9 % по сравнению с 1938 г. Более 80 % всех доходов республиканского бюджета составляют накопления обобществленного хозяйства.

В расходной части бюджета по сравнению с 1938 г. значительно возрастают ассигнования на социально-культурные мероприятия,

[235]

в том числе по здравоохранению почти на 13 %, социальному обеспечению — 14 %.

Товарищи депутаты! Я имею несколько поправок к проекту бюджета.

Первая поправка. У нас в Союзе имеются дороги союзного, республиканского и местного значения. Строительство и ремонт дорог союзного значения ведет Народный Комиссариат Внутренних дел.

В Армянской ССР дорогой союзного значения признана только одна дорога Ереван—Тбилиси. Имеется еще другая дорога, ведущая от Мартуни до Кафана, протяжением в 280 км. Дорога эта имеет огромное значение. Я прошу эту дорогу отнести к союзному подчинению, и соответственно увеличить ассигнования по расходной части бюджета Союза Советских Социалистических Республик на 1939 г. по разделу IV, статье 1.

Вторая поправка. Из практики нашей республики мне известно, что многие судебные участки не имеют достаточно благоустроенных помещений. Многие из нарсудов работают в совершенно неприспособленных домах. Я прошу соответственно увеличить ассигнования по расходной части бюджета Союза ССР по разделу XVIII для строительства помещений народным судам.

Третья поправка. Развитие животноводства стоит перед нами как одна из важнейших проблем. В разрешении животноводческой проблемы исключительное значение имеет кормовая база. Местами, особенно в южных областях и республиках, из-за отсутствия воды становится Невозможным использование пастбищных участков. Поэтому я прошу по разделу II, статье 1 предусмотреть соответствующие ассигнования на обводнение пастбищ.

По бюджету нашей республики я имею одно предложение. В связи с разукрупнением районов в 1937—1938 гг. в Армянской ССР создано 11 новых районов. В большинстве этих районных центров отсутствуют помещения для районных организаций, для работников, и вообще эти районные центры абсолютно не благоустроены. А между тем Наркомфином Союза ССР на благоустройство районных центров предусмотрено только по 25 тыс. руб. — сумма, которой вовсе недостаточно далее для минимального благоустройства. Я прошу учесть это и соответственно увеличить ассигнования на благоустройство новых районных центров.

Товарищи депутаты! Нет никакого сомнения, что бюджет 1939 г. будет так же успешно выполнен, как успешно выполняется

[236]

народнохозяйственный план 1939 г. Порукой этому — желание многомиллионного и многонационального народа Советского Союза всегда и преданно работать под знаменем великой партии Ленина-Сталина. Порукой этому—сталинское руководство нашей страной, руководство Центрального Комитета ВКП(б), руководство великого рулевого коммунизма—товарища Сталина. (Аплодисменты.)

[237]

Дата: 
28 мая, 1939 г.