Поиск по документам XX века

Loading

Речь Народного Комиссара Земледелия СССР Бенедиктова И. А. (27 мая 1939 г.)

Председательствующий. Слово имеет Народный Комиссар Земледелия СССР тов. Бенедиктов.

Бенедиктов И. А. Товарищи депутаты! В представленном па ваше утверждение бюджете нашла яркое выражение забота партии и Советского Правительства о подъеме и дальнейшем развитии социалистического сельского хозяйства.

Из года в год вырастают ассигнования государства на нужды сельского хозяйства. В результате этого мы имеем с каждым годом все больший и больший рост производительных сил сельского хозяйства. В третьем пятилетнем плане развития народного хозяйства Союза ССР намечены такое развитие производительных сил сельского хозяйства, такие темпы роста, которые для капиталистического общества являются баснословными, но вполне под силу стране социализма, где господствует колхозный строй.

Для обслуживания колхозного производства были созданы государственные машинно-тракторные станции, количество которых из года в год увеличивается. Если в конце 1928 г. у нас имелось полдесятка небольших машинно-тракторных станций, то в 1939 г. мы имеем их почти 6,5 тыс.

Растет не только количество МТС в стране, растет и их оснащенность передовой техникой: тракторами, комбайнами и другими сельскохозяйственными машинами. Сейчас каждая МТС в среднем располагает 78 тракторами и 20 комбайнами. Рост насыщенности сельского хозяйства машинами характеризуется следующими данными: если в царской России на 1 га посева имелось машин всего на 6 руб., то в 1938 г., при наличии роста посевных площадей, на 1 га колхозных посевов имелось машин на 65 руб. (в неизменных ценах).

Социалистическое сельское хозяйство, оснащенное первоклассной техникой, из года в год повышает свою продуктивность и увеличивает доходность колхозов. Уже в 1938 г. мы имели свыше тысячи колхозов, доходность каждого из которых равнялась 1 млн. руб. и выше. Количество этих колхозов все больше и больше увеличивается.

На основе роста доходности колхозов растет и зажиточность колхозников. Рост размера выдачи на трудодень сопровождается одновременным увеличением числа выработанных трудодней как па один двор, так и на одного трудоспособного колхозника.

[80]

Характерным показателем роста доходности колхозов является остаток денежных средств на текущих счетах колхозов на начало года. Если на 1 января 1938 г. остаток денежных средств колхозов составлял 1 577 млн. руб., то на 1 января 1939 г. он равнялся 2 519 млн. руб.

Одновременно с ростом доходов в колхозах значительно вырос культурный уровень жизни колхозников. Об этом свидетельствует хотя бы рост культурно-бытовых учреждений на селе. Одних клубов насчитывается свыше 55 тыс., изб-читален—свыше 20 тыс., детских яслей—свыше 76 тыс., хат-лабораторий—свыше 12 тыс. и т. д.

В 1939 г. мы имеем все основания ожидать дальнейшего укрепления колхозов, роста их доходности и роста зажиточности колхозников, так как весенний сев в текущем году проведен более организованно, в более сжатые сроки и с более высоким качеством работ, особенно на Украине, в южных районах Советского Союза и в Поволжье. Состояние всходов обещает хороший урожай.

В плане финансирования сельского хозяйства на 1939 г. ярко показана забота Правительства о неуклонном росте сельского хозяйства, о росте его технического оснащения и об организационно- хозяйственном укреплении колхозов. Объем финансирования по сельскому хозяйству, подведомственному Наркомзему СССР, намечен в размере 11 600 млн. руб. Из этой суммы на МТС падает 8 567 млн. руб. Капиталовложения намечены в сумме 1 334 млн. руб., из них 877 млн. руб. — наиболее значительная часть капиталовложений — идет на укрепление энергетической базы сельского хозяйства.

В 1939 г. МТС получат свыше 31 тыс. тракторов, главным образом гусеничных. Общий состав тракторного парка МТС к концу 1939 г. будет доведен до 425 тыс. единиц. Это даст возможность еще более значительно поднять уровень механизации сельского хозяйства, в особенности в восточных и юго-восточных областях Советского Союза.

Парк комбайнов возрастает более чем на 22 тыс. единиц. Завозятся десятки тысяч тракторных плугов, сеялок, культиваторов и других машин и сельскохозяйственных орудий.

Наибольшее увеличение комбайнового парка в 1939 г. получат восточные районы Советского Союза. Намечаемый завоз тракторов, комбайнов и прицепных орудий значительно облегчит проведение основных полевых работ в .колхозах и в первую очередь

[81]

уборку хлеба, что должно сократить срок проведения всех Сельскохозяйственных работ, в том числе и уборки. Это является весьма важным мероприятием в деле улучшения обработки колхозных полей, своевременной уборки урожая и повышения урожайности.

По удельному весу в плане капиталовложений Наркомзема СССР вслед за энергетикой идут затраты на строительство и оборудование. Эти средства направляются главным образом на окончание переходящего строительства МТС. В этом году намечено закончить строительство 980 машинно-тракторных мастерских, свыше 1200 сараев для машин, 240 гаражей, 550 жилых домов. Кроме того, будет закончено строительство 7 мотороремонтных заводов и 25 мастерских капитального ремонта.

Значительные средства направляются на ирригационное строительство. Ассигнования на ирригационное строительство определены в размере 108 млн. руб., что дает возможность в текущем году пустить в эксплоатацию 10 крупнейших ирригационных строек. На эти стройки до 1939 г. уже израсходовано государством 132 млн. руб. Введение этих строек в эксплоатацию даст возможность обеспечить полностью орошение площади в 75 тыс. га и обводнить 200 тыс. га.

Значительные средства направляются на социально-культурные мероприятия: на подготовку кадров массовых квалификаций—свыше 300 млн. руб.; на научно-исследовательские учреждения—100 млн. руб.; на учебную сеть—вузы, рабфаки и техникумы—свыше 200 млн. руб.   '

В плане финансирования 1939 г. имеется ряд новых мероприятий, которые показывают неуклонную заботу Правительства о повышении материального уровня кадров сельского хозяйства, о закреплении их в сельскохозяйственном производстве.

Принята на государственный бюджет выплата гарантийного минимума трактористам МТС, бригадирам и их помощникам, что дает возможность закрепить эти кадры и прекратить их текучесть. На это мероприятие в плане предусматриваются 832 млн. руб.

За последние несколько месяцев Правительство вынесло ряд решений о повышении зарплаты отдельным категориям специалистов сельского хозяйства. Повышена зарплата зоотехническим и ветеринарным работникам, агролесомелиораторам и землеустроителям. Рост зарплаты по этим категориям достигает 40—50 %. Тем самым поднимается на более высокую ступень материальное благополучие основных кадров сельскохозяйственной интеллигенции. 

[82]

Финансирование социалистического сельского хозяйства не исчерпывается только бюджетными ассигнованиями, отпускаемыми из года в год колхозам, совхозам и машинно-тракторным станциям. Государство отпускает также колхозам значительные суммы в долгосрочный кредит на капиталовложения. Так, за годы второй пятилетки колхозам было выдано долгосрочного кредита 2,6 млрд. руб. В первый год третьей пятилетки они получили 838,5 млн. руб., и в 1939 г. планом предусмотрен отпуск кредита в сумме 1 028,5 млн. руб.

Кредит, отпускаемый колхозам в 1939 г. по отдельным мероприятиям, распределяется следующим образом: на колхозное животноводство ассигнуется 440 млн. руб. — это почти на 100 млн. руб. больше, чем отпущено на это же мероприятие в 1938 г. Большая сумма кредитов отпускается колхозам на освоение новых земель; на ирригационно-мелиоративные и лесопосадочные работы отпускается 60 млн. руб. На развитие садоводства, овощеводства от-пускается 74,5 млн. руб., на развитие субтропических культур— 90 млн. руб., на приобретение простых сельскохозяйственных машин и конного инвентаря государство отпускает кредит колхозам в сумме 25 млн. руб., на электрификацию—14,5 млн. руб. Внедрение правильных севооборотов и создание прочной кормовой базы для колхозного животноводства требуют расширения посевов многолетних трав в колхозах. Стремление поощрить это дело также нашло отражение в плане кредитования. Так, на семена многолетних трав и на закладку семенников в 1939 г. отпускается колхозам свыше 90 млн. руб. кредита.

Однако надо сказать, что финансовая помощь, которая оказывается колхозам, не всегда используется достаточно полно и эффективно. Финансовое состояние колхозов нуждается в значительном улучшении, и этим делом должны в первую очередь как следует заняться земельные органы и местные исполкомы. Необходимо самым решительным образом покончить с бесцеремонным обращением с колхозными средствами.

Колхозы нашей страны получают огромные денежные доходы. В 1937 г. эти доходы составляли около 14 млрд. руб. Однако финансовое состояние колхозов далеко не везде организовано удовлетворительно. Дебиторская задолженность колхозов составляла на 1 января 1939 г. около 5 тыс. руб. в среднем на один колхоз. Особенно велика дебиторская задолженность колхозов в следующих краях, областях и республиках: Калининская область—18,5 млн. руб.,

[83]

Краснодарский край—28 млн. руб., Московская область—27 млн. руб., Курская область—13 млн. руб., Новосибирская область— 24,2 млн. руб., Узбекская ССР—139 млн. руб., Казахская ССР— 39 млн. руб.

Производственные планы и приходо-расходные сметы являются одним из основных документов, которые должны быть положены в основу правильной организации финансового хозяйства колхозов. Однако до сих пор приходо-расходные сметы колхозов в ряде краев и областей не составлены, а составленные не рассмотрены на президиумах районных исполнительных комитетов, несмотря на постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 19 апреля 1938 г. о том, что «сметы каждого колхоза после их утверждения общим собранием вносятся на рассмотрение президиума районного исполнительного комитета, который рассматривает внесенную смету в присутствии председателя правления и председателя ревизионной комиссии колхоза».

Беспечность руководителей земельных органов к вопросам финансового хозяйства колхозов привела к бесцеремонному расходованию их средств. Нарушение Устава сельскохозяйственной артели в этом вопросе является довольно распространенным явлением. Необходимо, чтобы земельные органы вплотную занялись вопросами организации финансового хозяйства в колхозах. Надо оживить и наладить работу ревизионных комиссий колхозов, помочь им выполнить задачу, возложенную на них Уставом сельскохозяйственной артели.

Оздоровление финансового хозяйства, строгое соблюдение финансовой дисциплины в колхозах—одна из важнейших задач в деле организационно-хозяйственного их укрепления.

Не на должной высоте находится организация финансового хозяйства и в машинно-тракторных станциях. Несмотря на некоторое улучшение в постановке этого дела в 1938 г. и некоторое сокращение перерасходов, финансовая дисциплина в МТС находится все же пока на низком уровне. Еще не организован как следует контроль за правильным расходованием отпускаемых денежных средств, слабо поставлен учет материальных и денежных средств.

Все это говорит об отсутствии надлежащего внимания со стороны руководящих земельных органов и МТС к борьбе за экономию средств, за правильную организацию финансового хозяйства.

[84]

Бухгалтерские кадры МТС и земельных отделов еще не заняли подобающего места, не проявляют достаточной оперативности и настойчивости в борьбе за соблюдение строгой финансовой дисциплины.

Перерасходы средств в МТС имеют место главным образом по ремонту тракторов, машин и по горючему.

Надо сказать, что до сих пор в значительном количестве МТС игнорируется технический уход за машинами, чем наносится ущерб государству, так как это вызывает перерасход запасных частей, перерасход средств на ремонт, на горючее и недовыполнение плана тракторных работ.

Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед земельными органами, является организация систематического технического ухода за тракторами и машинами.

Опыт работы передовых МТС, которые организовали правильную эксплоатацию машинно-тракторного парка и строгое выполнение правил технического ухода, показывает, что своевременный осмотр машин, устранение мелких неисправностей обеспечивает более продуктивную работу МТС, экономию горючего, обеспечивает удешевление ремонта с меньшими затратами запасных частей.

Так, например, в Азовской МТС Ростовской области выработка в 1938 г. на один 15-сильный колесный трактор составляла 1 158 га при средней областной выработке в 585 га. При этом было израсходовано на капитальный и текущий ремонты, в переводе на 1 га выполненных работ, 2 р. 34 к. при средних областных затратах в 2 р. 90 к. В этом году работники Азовской МТС закон-чили сев в 5,5 дня и на 1 мая сэкономили свыше 17 тыс. кг горючего.

Если в Ростовской области, где лучше, чем в других областях, организован технический уход за тракторами и машинами, тратится на капитальный и текущий ремонт тракторов, в переводе на 1 га произведенных работ, 2 р. 90 к., то в Алтайском крае на 1 га тратится 3 р. 95 к., в Новосибирской области—3 р. 88 к., Челябинской—4 р. 21 к.

Еще нагляднее рисуется картина, если сравнить данные по отдельным машинно-тракторным станциям.

В Звериноголовской МТС Челябинской области, в которой отсутствует технический уход за тракторами, расходуется средств на ремонт тракторов на 1 га пахоты 7 руб. План тракторных работ

[85]

по МТС не выполнен. Имеется 15 % перерасхода горючего. Себестоимость 1 га пахоты (мягкой) равняется 38 р. 14 к.

А вот другая МТС—Есаульская, той же Челябинской области, которая более или менее систематически осуществляет правила технического ухода за тракторами. В этой МТС расход средств на ремонт тракторов на 1 га составляет 2 р. 65 к., или почти в 3 раза меньше, чем в первой МТС. План работ Есаульской МТС перевыполнен. Имеется экономия горючего. Себестоимость' 1 га пахоты равняется 22 р. 3 к., т. е. значительно меньше, чем в Звериноголовской МТС, которая не проводит технического ухода за тракторами.

Из этих примеров можно сделать вывод, что там, где проводится элементарный технический уход за тракторами и машинами, себестоимость обработки каждого гектара пахоты значительно дешевле: горючее, как правило, экономится; средств на ремонт расходуется меньше; план тракторных работ перевыполняется; сельскохозяйственные работы проводятся своевременно и быстро; расход запасных частей на, ремонт уменьшается.

Все это обязывает земельные органы и директоров МТС проявлять исключительное внимание к организации технического ухода за тракторами и машинами. Это. должно явиться одним из главнейших мероприятий, которое может обеспечить соблюдение финансовой дисциплины и проведение сельскохозяйственных работ в -сжатые сроки.

Необходимо напомнить о том, что в 1938 г. в результате отсутствия сколько-нибудь удовлетворительно поставленного технического ухода за тракторами и машинами мы имели по ряду областей исключительно большие суммы перерасхода средств на ремонт тракторов и машин. В результате этого ряд земельных областных отделов и машинно-тракторных станций остался в прошлом году в период подготовки к уборке без средств на ремонт.

Особенно большой перерасход средств имел место в Алтайском крае, где он выразился в сумме 12 с лишним млн. руб.; в Воронежской области этот перерасход составил 10 млн. руб.; в Рязанской области—5 800 тыс. руб.

Вторым источником значительного перерасхода средств в МТС является бесхозяйственное отношение к горючему. В 1938 г. перерасход этот но сравнению с 1937 г. снизился почти на 80 млн. руб., все же он составляет очень большую сумму и доходит по Союзу

[86]

ССР до 121 млн. руб. или 3,7 % к общей стоимости горючего. Перерасходованного количества горючего хватило бы на то, чтобы дополнительно вспахать до 10 млн. га.

Особенно большой перерасход горючего имел место в 1938 г. в следующих краях и областях: в Алтайском крае—свыше 6 млн. руб., в Челябинской области—на 9 млн. руб., Саратовской области—на 9 млн. руб., Омской области—свыше 4 млн. руб., Новосибирской—около 5 млн. руб. Такой же большой перерасход горючего—в Курской и Чкаловской областях, Башкирской АССР, Казахской ССР:

В то же время имеется ряд областей и республик, которые дали экономию или резко снизили перерасход горючего. К ним относятся: Узбекская, Таджикская, Киргизская ССР, Чечено-Ингушская АССР, Ростовская область. В 1939 г. выгодно среди других республик и областей в деле борьбы за экономию горючего и за правильную организацию нефтехозяйства машинно-тракторных станций выделяется Украинская ССР.

Потери горючего, как показывают материалы обследования ряда худших МТС, слагаются из следующего: при перевозках они составляют 1,5 % от общих расходов горючего в МТС; при хранении—0,5 %; при заправке—1,5 %; потери от неисправности карбюраторов, неправильной их регулировки—7,5 %.

Из приведенных данных видно, что вопросу организации нефтехозяйства, экономного расходования горючего не уделяется должного внимания как со стороны земельных органов, так и со стороны руководителей машинно-тракторных станций. Это обязывает Наркомзем СССР, все земельные органы и руководителей МТС учесть критику депутатов, решительно покончить с пренебрежительным отношением к использованию горючего, принять меры к экономному его расходованию и правильной организации нефтяного хозяйства в МТС.

Борьба за экономию горючего является одним из важнейших условий обеспечения своевременного проведения сельскохозяйственных работ.

Кроме того, поскольку расходы на горючее в машинно-тракторных станциях составляют около 60 % от общей суммы затрат МТС, всякий, даже малейший, перерасход горючего подрывает финансовое состояние МТС и тем самым ставит под угрозу своевременное выполнение уборочных и других сельскохозяйственных работ.

[87]

Наркомземом СССР будут учтены критика и замечания депутатов и будут приняты практические меры к изжитию недостатков в работе, на которые указывали депутаты, особенно в части устранения перерасходов по МТС, улучшения дела с отчетностью, g также подготовки кадров массовой квалификации.

Товарищи депутаты! Советское Правительство уделяет исключительное внимание подъему и развитию социалистического сельского хозяйства. Колхозы и машинно-тракторные станции получают огромную помощь машинно-техническим оснащением, финансовыми средствами и ощущают повседневную заботу о кадрах сельского хозяйства.

Наркомзем Союза ССР, работники местных земельных органов, машинно-тракторных станций, председатели колхозов, председатели ревизионных комиссий должны повести беспощадную борьбу с финансовой расхлябанностью, за экономное и эффективное использование государственных и колхозных средств, должны покончить с теми перерасходами, которые еще имеют место, и развернуть настоящую большевистскую борьбу за выполнение программы второго года третьей сталинской пятилетки, за ежегодное производство 8 млрд. пудов зерна, за выполнение указаний великого Сталина. (Бурные аплодисменты.)

Председательствующий. Товарищи депутаты, поступило предложение устроить перерыв. Нет возражений?

Объявляется перерыв на 15 минут.

(Перерыв.)

[88]

Персоналии:

Дата: 
27 мая, 1939 г.